Ухотский приход расположен в 172 верстах от уездного города Вытегры, по Архангельскому почтовому тракту к г. Каргополю, и занимает одно из порядочно видных и красивых мест уезда. Местность здесь преимущественно ровная. По обеим сторонам тракта расположено по нескольку деревень, принадлежащих к Ухотскому приходу. Центром прихода служит река Ухта, выходящая из озера Ухтозера и впадающая в озеро Лаче. По той и другой стороне реки разбросано множество селений и две еще не совсем потерявших своей прелести помещичьих усадьбы, бывшие господ Герольда и Вагнера, с зеленеющими в летнее время садами, одна против другой, разделяемые рекой. К востоку тянется вёрст на десять низменная болотистая местность, покрытая мелким лесом. За ней синеет полоса озера Лача, окаймлённого по восточным берегам несколькими приходами Новгородской губернии, из которых особенно ясно обрисовываются Хотеновский и Никольский. Деревни от юго-запада к северу, по почтовому тракту, идут на шесть вёрст и вверх по реке Ухте вёрст на десять. Вокруг самих церквей расположены порядочно кучно деревни: Песок, Попадьина, Низ, Ильина, Тоболкина и Ефремова. Рядом с почтовым трактом, лежащим на правом берегу по течению реки Ухты, стоят довольно красивые две церкви ‒ каменная и деревянная, обнесенные кругом деревянной оградой. Во всём приходе насчитывается 34 деревни, с населением около 2 1/2 тысяч обоего пола душ. Названия этих деревень следующие:
- 1. Ванюкова.
- 2. Якушева.
- 3. Ишукова.
- 4. Боброва.
- 5. Бурцева.
- 6. Никифорова.
- 7. Дешина.
- 8. Рукина.
- 9. Новое-Село.
- 10. Запарина.
- 11. Песок.
- 12. Попадьина.
- 13. Низ.
- 14. Ильина.
- 15. Тоболкина.
- 16. Ефремова.
- 17. Леонтьева.
- 18. Еремина.
- 19. Ершева.
- 20. Окулова.
- 21. Кобылина.
- 22. Брюхова.
- 23. Васильева.
- 24. Черницына.
- 25. Поганина.
- 26. Прокопьева.
- 27. Юркина.
- 28. Ермолина.
- 29. Обросова.
- 30. Сергеева.
- 31. Панкратова.
- 32. Копытова.
- 33. Мишуткина и
- 34. Козулина.
Названия, как видно, произошли, большей частью, от имени их основателей, например: Ванюка (от слова «Ваньки» ‒ Ивана) Якушева, Никифорова, Ильина, Ефремова и проч. О первоначальном основании Ухты не сохранилось никаких преданий. В Ухте народ весь русского происхождения, и заселение его происходило, вероятно, при бывших условиях крепостного права, так как весь Ухотский приход состоит из бывших крепостных ‒ разных помещиков-крестьян. Деревни здесь, большей частью, порядочные и мало таких, где два-три двора, а преимущественно составляющие от 10 до 40 дворов.
В отношении климатических условий, Ухотский приход почти не отличается от других местностей. Морозы зимой бывают умеренны; снегу бывает много. Хлеб сеется: рожь, овёс, ячмень и малая часть некоторыми крестьянами пшеницы. Овощи: картофель, брюква в изобилии, свекла, редька, репа, капуста, лук и морковь, в небольшом количестве.
Огурцы никогда не садятся и крестьяне не имеют о них никакого понятия; да и родятся они здесь плохо1.
Все рода деревьев можно найти свойственных климату в Ухотском приходе: сосну, ель, березу, осину, ольху, рябину, черемуху, иву; кусты: смородины, калины, малины, можевельника и вереска, растут в большом изобилии. Точно также разнообразно царство трав. Но луговыми местами похвалиться нельзя. Сена накашивается крестьянами мало. Сеном здесь кормят только лошадей и овец, а другой мелкий скот и коров кормят соломой и то ржаной. Грибов здесь растёт много, но белых почти нет, вероятно потому, что нет таких мест, на которых бы они могли рости.
Под осень, когда появятся рыжики, грузди и волнухи, и когда наступает свободное от работ время, крестьяне собирают их и солят про запас на зиму, для собственного употребления и на продажу. Из диких животных водятся в лесах медведи, но в самом малом количестве, потому, вероятно, что здесь таких лесов не проходимых, какия особенно нравятся этому зверю, нет. По той же причине и куниц здесь почти не встречается. Белки и зайцы водятся во множестве; особенно много было в прошедшие с 1870 по 1876 годы волков. В позднюю глухую осень вой их был слышен со всех сторон; они целыми стадами рыскали по полям, и даже по ночам заходили в деревню; до того бывали дерзки, что на глазах пастухов нападали на животных и разрывали их на части тут же на месте, и уносили собак.
Из птиц водятся все рода мелких певчих птиц, свойственных климату, за исключением соловья, которого никогда здесь не слыхали. Из дичи водятся: тетеры, рябы, куропатки и глухари; из хищных: ястребы, совы, филины и вороны; из болотных журавли; из водяных птиц бывают в пролёт гуси и лебеди; из постоянных же водятся, хотя и немного, утки.
Описав местность Ухты, перехожу к очерку крестьянских работ.
Отпраздновавши первый весенний праздник Пасху, который кончается Фоминым воскресеньем, если снег ещё не сошёл, крестьяне занимаются возкой к лету жердей, кольев и дров, кто не заготовил их с осени. С Егорья (23 апреля) приготовляют сохи и бороны и начинают посев яровых хлебов. По окончании посева начинают поднимать пары в полях, предназначенных под посев озимового хлеба ‒ ржи. Женщины приготовляют огороды и садят овощи.
Между этими работами приходит уже Петров пост. Первая работа ‒ возка на поля навозу. Затем разрывают его на полосах и запахивают.
Около Иванова дни (24 июня), начинается самая тяжёлая рабочая пора в целом году. Редко можно кого в это время увидеть дома; старый и малый всё на сенокосе и целые недели не являются домой. Забрав съестных припасов, они уходят вёрст за 6-12 и даже за 20, и только в субботу возвращаются домой и то не все, а которые поближе; из далека же приходит домой только один человек из семейства за съестными припасами. Покосы бывают и ближе, у самых деревень, но таких покосов не много, и только у крестьян деревни Поганиной; большая часть их: на Гарях (6 вёрст), р. Ухте (до 20 вёрст), р. Поржале (7 вёрст), р. Енеме (до 15 вёрст), р. Сваре (до 12 вёрст) и у озера Лача (7 вёрст) и в других местах.
Покосы оканчиваются всегда после Ильина дня, около 30 июля. Крестьяне дер. Юркиной косят принадлежащий им мыс у озера Лача всегда осенью, в сентябре месяце; разумеется, это уже выходит последний сорт сена, крупного, жёсткого, без запаха и сочности, но едят коровы хорошо, всё-таки не ржаная солома. Сенокосы большей частью крестьянами кортомятся у помещиков, так как в надел крестьян поступило сенокосной земли мало и не достаточно на зиму с двухдушеваго надела для одной лошади.
После сенокоса наступает жатва. Это работа женщин. Она продолжается до Воздвиженья (14 сентября). Пока женщины жнут, для мужчин работа ‒ посев озимовых хлебов и уборка с полей снопов на гумна. В промежуток между жатьём, в дождливые дни, женщины расстилают лён или идут за рыжиками или ягодами; одним словом, сложа руки не сидят дома.
После жнивы, в свободное от работ время, ухотяна занимаются сбором рыжиков. Целая семья, запрягши лошадь, отправляется куда-либо, вёрст за 10-15, для сбору. В лес ездят по большей части в «Видоги», под деревню Юхневу, Шильдской волости. Когда бывает большой урожай, набирают их на целую зиму для себя и часть на продажу. Осенью ездят по деревням и покупают красные рыжики, грузди и волнухи местные крестьяне и отправляют их во время навигации на лошадях до г. Вытегры, а оттуда на пароходе в Санкт-Петербург. По закрытии же навигации, отправляют рыжики целыми обозами на подводах до Санкт-Петербурга. В год большого урожая, как в минувшем 1881 г., цены на рыжики существовали низки: отборные красные рыжики и грузди от 1 р. 50 к. до 2 р. пуд, волнухи же доходили до 30 к. пуд. Когда же бывает не большой урожай, тогда значительно дороже от 4до 6 р. пуд.
После уборки хлебов и овощей, начинаются долгие и однообразные занятия: обмолачивание хлеба и приготовление льна. Это продолжается до самой глубокой осени и оканчивается не ранее «Казанской» (22 октября).
Затем часть жителей занимается охотой за дичью на чучелах. Охота эта производится при заморозках, когда весь лиственный лес обнажится. Рано утром, ещё до восхода солнца, охотник отправляется в лес и садится в устроенный из мелких ёлок шалашек, у большой берёзы, на самой вершине которой выставляет два или три чучела косачей и ждёт, скоро ли начнётся перелёт птицы. Часто случается, что стадо тетеревов, пролетая над чучелами и обманувшись, садится к мнимым своим товарищам; охотник стреляет из шалашка и падает один или два тетерева на землю. Этот род охоты повторяется из утра в утро до Введеньева дня (21 ноября). Дичь продается занимающимся сбором её и отправкой в Санкт-Петербург местным торговцам. Цены бывают от 50 до 60 копеек за пару.
Как выпадет снег, крестьяне занимаются до половины Филиппова поста возкой сена и дров на предстоящую зиму и лето, а с половины Филиппова поста отправляются к лесопромышленникам для возки брёвен на целую зиму, до самого Благовещения (25 марта). В течении всей зимы приезжают только два или три раза за сеном и овсом для лошадей и съестными припасами для себя.
Занимаясь, главным образом, хлебопашеством, крестьяне и все свои хозяйственные строения приспособить стараются к этого рода промышленности. Архитектура крестьянских домов почти у всех одинакова (за исключением некоторых, кои позажиточнее). Дома строятся одно- и двухэтажные. Внутри, по средине дома, расположены сени, занимающие немного менее половины дома; в верхнем этаже по обеим сторонам сеней расположено по две комнаты; одна из них называется «Горенкой». У некоторых, кроме домов, имеются маленькие, рядом построенные, избы, называемые поземками; живут в них только 4 зимние месяца. Устройство домов, одним словом, вообще не затейливо. Крестьянские бани плохого устройства: низки, грязны, и вместо печей снабжены каменками, из которых дым свободно наполняет полную баню и выходит в прорубленное в стене окно и открытые во время топки двери.
Пища ухотского крестьянина бывает разнообразна и различна, преимущественно заключающаяся в рыжиках, рыбе, мясе и домашних овощах. Одежда в простые дни незатейлива: рубаха, домашнего холста, составляет нижнюю одежду. В дождливое летнее время надевается сверху пониток, сшитый и сотканый дома, из шерстяных и льняных ниток.
Зимой на работах носят овчиный полушубок; если же отправляются в дорогу, то наверх надевают тулуп или армяк из толстого домашнего сукна. На ноги надевают из такого же сукна штаны и тёплые валяные сапоги. На руки натягивают длинные кожанные опойковые рукавицы.
В воскресный или праздничный день, тогда он одевается во всё, что есть самого лучшего и является молодцом. Чёрные сапоги с длинными голенищами, с напусками и высокими подборами, широкие суконные или казинетовые штаны; красная кумачная или ситцевая рубаха, перетянутая бумажным или гарусным поясом; суконный жилет, лихо заложенная набекрень фуражка составляют полный праздничный наряд здешнего холостого парня. В летнее время накидывается наверх пиджак, заменяющий в настоящее время русскую со сборами поддевку.
Праздничная одежда у всякого холостого парня бывает более или менее щегольская, смотря по состоянию. Женские наряды в будничное время: холщёвая рубаха и сарафан. Голова покрывается ситцевым платком. В праздники они надевают ситцевые, кумачные, белые коленкоровые или кисейные рукава, очень короткие, с открытою грудью. Ситцевый, гарусный или атласный сарафан, обшитый по подолу красной каймой, или мишурною бахрамой. Летом женщины редко надевают что-либо поверх сарафана. Волосы у девиц заплетаются на одну косу с вплетёнными в неё лентами, на головах носят круглые, верха в три вышиной, перевязки с бисерной или жемчужной поднизью в виде полукруга. И сверху большие атласные платы.
Вообще можно сказать, что ухотяне народ зажиточный и нет таких полуразвалившихся хат, какие встречаются в прочих приходах уезда.
Характер ухотян весел, общежителен и даже юмористичен. В домашней жизни он добр со своими; чужого накормит и обогреет даром; сочувствует чужому несчастью.
Выговор ухотян скорый и переиначивает буквы Ц на Ч и Я на Е.
Образование ухотян нельзя назвать удовлетворительным, вследствие бывшего крепостного права; но в настоящее время образование начало быстро раcпространяться с открытием земского училища. Несмотря на неудовлетворительность образования, ухотяне весьма религиозны и почти не верят в существующия предания о «Лешем», «Водяных», «Домовых» и т. п. духов, заклинания и колдовства.
Храмовых праздников в Ухотском приходе семь, из них два придела в деревянной во имя Преображения Господня, от которого и происходит название прихода «Ухотский-Преображенский», и трёх святителей (30 января), и пять в каменной церкви: во имя Крещения Господня, Великомученика Георгия, св. Троицы, Архистратига Михаила и Успения Пресвятыя Богородицы. Из них особенно чтутся: Крещение, Троица и Михаилов день: на эти праздники много гостей приезжает из других волостей и празднуются они по два дня. В зимние праздники, Михаилов день и Крещение, катаются на лошадях в два ряда; бывает до 300 лошадей, запряженных в щегольские сбрую и санки. В эти три праздника преимущественно у нас девушки, во имя существующего обычая, уходят замуж, и как скоро толпа празднующих заметит, что девушка пошла за какаго-либо молодца, то раздаются крики «Ура»! «Пошла». Девушки замуж уходят всегда в последний день праздника и под вечер. Утром же, в первый день праздника, кумушки одна другой передают, что например: «Завтра Шашка Ровняков Ириху Кузнецову уведёт замуж».
1 Опыты были произведены крестьянином Васильем Софроновым.