Сведения о Петропавловской в городе Петрозаводске церкви

Антоний Нечаев. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 26. 1854 год.

Обстоятельства, предшествующие построению Петропавловской церкви

Петропавловская церковь, находящаяся в городе Петрозаводске, есть единственный в Олонецкой губернии памятник благочестивой ревности по вере Великого Государя Императора Петра Первого, памятник, с коим соединяются и другие важные воспоминания о его подвигах. В 1702 году Великий Государь отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь и оттуда с берега Нюхтинской волости, имея с собой пять батальонов солдат, проложил дорогу к Повенецкой пристани на 196 верст и перевёз по оной две яхты. Потом Онежским озером и рекой Свирью прибыл в Лодейное поле, устроил верфь для казёных судов. Затем с означенными двумя яхтами, подступив к укреплённому Шведскому городу Орешку, взял оный и завоевал место, на коем в следующем 1703 году начато построение Санкт-Петербурга, и, наконец, прибыв в Москву в том же 1702 году, послал Берг-Пробирера Блиера освидетельствовать Олонецкие железные руды и место для устройства пушечного завода.

Петропавловская церковь

По преданию старожилов, сохранённому в рукописи под названием Петрозаводские вечерние беседы, составленные Шихтмейстером Тихоном Васильевым, излагается следующий случай, по коему сделалось известным место, назначенное после для устройства пушечного завода. В последних годах 17 столетия (около 1695 года) считалось в Российской армии значительное число обученных воинскому порядку солдат, набранных из разных мест России и между прочим из Олонецкого обширного уезда. Из них оказались и такие, кои по невежеству и приверженности к расколу, убежав из полков и команд своих, скрывались в непроходимых лесах олонецких. По сему Государь Император Пётр I отправил военного чиновника для отыскания бежавших рекрут и солдат. Чиновник сей (имя и прозвание его не сохранены преданием) прибыл с командой своей к устью реки Лососинки, где тогда находилась мукомольняя крестьянская мельница и приезжавшие из деревень крестьяне занимались рыбной ловлей и, между прочим, ловлей лососей, от чего и река Лососинка получила своё название. Дворов тут не было никаких, кроме избы мельника. Этот мельник и случившиеся на тот раз рыболовы, по просьбе чиновника, проводив его вверх по реке Лососинке до озера Лососинского и Машезерского, дали ему возможность осмотреть те места, на коих впоследствии оказалось удобным устроить завод для литья пушек, при изобилии, кроме леса, железных руд, находящихся в земле, озёрах и болотах, и даже показали те селения, где крестьяне в своих кузницах, наиболее в Селецком, Семчезерском и Линдозерском приходах, выделывали чугун, и из оного железо и сталь. Хотя предание сие не подтверждается письменными документами, но оно заслуживает внимания, так как могло сохраниться в памяти старожилов, близких ко времени Петра Великого, от коих в конце прошлого столетия (18) любознательные юноши, подобно Тихону Васильеву, узнавали о начале и продолжении Петровских Заводов.

По освидетельствовании Блиером Олонецких железных руд признаны были оные способными к отливке воинских орудий и снарядов, что было в 1702 году — и Великий Монарх повелел строить заводы на юго-западном берегу Онежского залива при устье реки Лососинки. Нужда в немедленном построении оных предстояла очевидная по тогдашним военным обстоятельствам. Вследствие сего по составленным планам построены в 1703 году вододействуемые заводы под именем Петровских. Что заводы действительно построены в 1703 году, сие подтверждается: а) письмом Монарха, писанным в 1703 году, как изъяснено в деяниях Петра Великого «о готовности железных заводов зело радуемся, для Бога исправляйтесь к весне пушками»; б) экстрактом Берг-Коллегии, посланным в 1782 году, при сообщении в Санкт-Петербургскую Казёную Палату, в коем между прочим значится, что Петровские заводы построены по Именному Его Императорского Величества указу в 1703 году; и в) между прочим тем, что в 1703 году Петръ Великий повелел выговских бродяг раскольников считать между рабочими железных заводов, но бродяги говорили — «с того времени нача Выговская обитель быти под игом работы.» (История Русской Церкви, период 5, стр. 139)

Год построения Петропавловской церкви

Этот же 1703 год издавна по формулярным ведомостям Градского Петрозаводского причта показывается годом построения деревянной церкви во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла с двумя приделами. Ибо Благочестивейший Государь великие предприятия свои сопровождал и утверждал построением церквей. Главный престол во имя Апостолов Петра и Павла устроен по Тезоименитству Государя. Правый придел во имя Алексия Человека Божия устроен, как можно полагать, по Тезоименитству Цесаревича Алексия Петровича, который находился с родителем в походе его под Орешек, а левый во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского — по Тезоименитству Александра Меньшикова, который в том же походе участвовал первый по Государе во взятии Шлюссельбурга, быв Поручиком, и которого Государь сделал первым Начальником Лодейнопольской верфи и Петровских заводов.

Между тем, по преданию старожилов, кроме Петропавловской холодной построена Духовская тёплая церковь и обе освящены в 1700 году; тогда построены и заводы. Но ясных доказательств на сие не представляется, хотя разность времени такой постройки, заключающаяся в трех годах, и не значительна. Поелику Государь Петр I, быв в Соловецком монастыре в 1702 году и возвращаясь оттуда, провёл, как выше показано, по нарочито устроенной им от Белого моря к городу Повенцу дороге, две яхты, которые он препроводил далее на место военных действий — к Орешку, а между тем он не был в здешнем краю, его он никак не упустил бы сделать, если бы здесь находились заводы для литья пушек и военных снарядов, то с достоверностью следует заключить, что тогда в 1702 году не было еще так называвшихся Петровских заводов, а, следовательно, и церкви при оных, но появились те заводы и церковь в следующем 1703 году.

Причт Петропавловской церкви

Цель построения сих заводов, по донесению в 1727 году начальника оных в Берг-Коллегию, изъяснена так: «они в начале из нужды для военной аммуниции заведены; а потом ради славы яко заводская школа, с великой силой содержаны были, несмотря ни на какое иждивение; оный завод повелено иметь не так для прибыли, как для охранения и обороны Государства». Вместе с тем необходимо было, как для исполнения христианских обязанностей православными чиновниками, мастеровыми и переселенцами, так и для охранения православия от изуверства раскольников и влияния иноверцов, коих находилось при заводах значительное количество, учредить причт. Причт этот состоял: из одного священника, коему в год производилось денежного жалованья 12 рублей и хлебного 6 четвертей, одного дьячка, коему жалованья денежного 7 рублей и хлебного 6 четвертей, одного пономоря, коему жалованья денежного 6 рублей и хлебного 6 четвертей, и просфирни, коей жалованья денежного 2 рубля и хлебного 3 четверти, да на просфоры ей выдавалось 11/2 рубля. С учреждением в 1784 году Олонецкой губернии составился при Петропавловской церкви Соборный причт (из 1 протоиерея, 2 священников, диакона и 4 причетников), обязанный до 1800 года служением по церкви и требоисправлением между прихожанами городскими и горнозаводскими с получением от них доброхотного подаяния, а с 1800 года, со времени открытия особого причта по Горнозаводскому Ведомству, таковая обязанность Соборного причта ограничилась прихожанами только городскими. В 1828 году, по открытии Олонецкой второго класса епархии, состоит ныне по штату при Петрозаводском Петропавловском Кафедральном соборе 1 протоиерей, 1 ключарь, 3 священника, 1 протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика, 2 пономаря, 4 звонаря, 3 сторожа и 1 просфирня, с производством на всех жалованья 1687 рублей 75 копеек серебром; в дополнение к сему, Кафедрального собора причт, обязанный сверх богослужения по собору требоисправлением по городу, пользуется и доходом.

Описание Петропавловской церкви

По преданию старожилов, до построения Петропавловской церкви поставлена была в саду сделанная из брезенту церковь, в коей сперва и совершалась божественная служба. Самая же Петропавловская церковь устроена была на месте и в размерах тех же, в каких она состоит и ныне. Видом она осмиугольная пирамидальная. Стены церкви сделаны были из толстых обтесанных брусьев. Церковь в высоту имела четыре уступа; каждый уступ вокруг храма по плоскости и загибам обшит был тёсом, с укреплением железных связей. Для входа на верхние уступы сделаны были, от самой нижней площадки, лестницы с перилами. По сим лесницам сам Великий Монарх, в бытность свою на Петровских заводах, изволил восходить на возвышенность уступа или блюда для обозрения местоположения, возбуждающего удобством водяного сообщения с Санкт-Петербургом важные думы. На куполе, овально устроенном с фигурными изгибами осмигранно, поставлен был шпиц; на нем находился маяк, который в темные осенние ночи освещался для указания пути плавающим в ненастную по озеру погоду. Крест на шпице был четырёконечный, сделанный из железа. Вход во храм был устроен с трёх сторон; врата имели посредственную величину, верх коих сведен был косяками на три перелома. Окна нижнего этажа и повыше в верхнем ярусе, где находились приделы, были довольно пространные. Сверх сего по стенам устроены были окна продолговатые четырёугольные. Окончины в переплёте железных укреплений все были слюдяные. Наружные стены церкви были обиты с основания до купола тёсом, обтянуты холстом и окрашены вохрою. Внутренность храма отделялась от паперти и устроенного над ней верхнего яруса капитальными стенами, в коих сделан был вход с трёх же сторон, соответственно наружному входу в храм. В сих стенах устроены были отверстия четвероугольные продолговатые, дабы из паперти и верхнего яруса богомольцы удобнее могли видеть и слышать совершавшееся священнослужение. Солея, иконостас и алтарь подняты были на четыре бруса, сделанные уступами. Царское место обнесено было наподобии глаголя балюстратом. Верхний ярус над папертью заключал в себе три простенка; в оконечностях сего яруса устроены были в упомянутых выше приделах во имя Алексия человека Божия и Александра Невскаго иконостасы с царскими и северными вратами. Святыя иконы поставлены были в Петропавловской церкви те самые, кои находились в походной его величества церкви; для них устроен был по рисункам столярной резной работы иконостас и царския врата, выкрашенные с позолотой.

Кроме означенной Петропавловской церкви, холодной, построена была вместе с ней и тёплая Духовская, которая не имела никаких особенностей противу обыкновенных по архитектуре Русских сельских деревянных церквей; она по ветхости сломана в 1797 году, а на том месте построена нынешняя Духовская. Колокольня находилась особо между Петропавловской и прежней Духовской церковью; на сей колокольне, ныне не существующей, поставлены были боевые часы.

Вместе с прописанными двумя церквами устроены были: для свиты его величества дома с принадлежащими службами; Заводское Правление, или Канцелярия; магазины для провианта, фуража, железа и прочих припасов; арсенал для пушек, разных воинских снарядов и ружей; кладовая для денежной казны; дома чиновников со службами; тюрьма <Так в рукописи – ред.> и прочее. Все это строение ограждено было земляной крепостью и батареями, для охранения заводов от вторжения неприятелей. Противу крепости выстроен был по плану близ заводов деревянный дворец. Пониже крепости и церкви выстроены были в линию дворца от наружной боковой стороны сада запасные магазины. На косогорном местоположении, обмеренном в длину на 50 сажен и в ширину на 45 сажен, устроен был регулярный сад, обнесенный полисадом. Среди сего сада находился дворец и пониже пруд с рыбой. Несколько берез в саду насаждены были его величеством.

Перестройка Петропавловской Церкви

Дворец с устройством сада в прежнем виде, крепость и все заводския строения после Петра Великого подверглись совершенному разрушению. Осталась только Петропавловская церковь, но и она с продолжением времени во многом изменена противу прежнего, а именно: 1) при устройстве в 1772 году нового шпица с крестом, с обивкой оного белой жестью (на каковое устройство употреблено заводской суммы 212 рублей 731/2 копеек), маяк уничтожен; 2) по открытии бывшего Олонецкого наместничества в Петрозаводске, при господине Тутолмине, по его распоряжению, допущены более важные перемены, как то: а) четыре кровельные крыши превращены в круглый вид; б) перила и лестница для входа на сии крыши сняты; в) стены вокруг церкви снаружи и внутри оштукатурены; г) три двери в церковь подняты вверх до окон второго яруса, с убавкой окон в бывших простенках; д) осмигранные окна переделаны в полукружия; е) окна в стенах паперти и верхнего яруса уничтожены, а вместо оных устроены арки; ж) царское место снято; з) образа от переделки иконостаса уменьшены в своем объеме, а некоторые от устройства сделанных из досок, холстом обитых и выкрашенных колонн, поставлены на другие места. Таким образом, от Петровских времен остались для Петрозаводска одни воспоминания.

Управление причта Петропавловской церкви

Петропавловская церковь и причт оной состояли первоначально в ведении Канцелярии Олонецких заводов, под главным начальством Адмиралтейств-Коллегии, т. е. со времени построения сих заводов и церкви, а в 1727 году переведены в управление Берг-Коллегии. С учреждением Олонецкой губернии /мая 22 дня/ 1784 года Петропавловская церковь была сделана градской соборной, состоя вместе с прочими церквами губернии сперва в заведывании Архангельского, а потом Новгородского Епархиальных Начальств, а с 22 мая 1828 года, при открытии Олонецкой второго класса епархии, положено быть в ней Архиерейской кафедре, до устройства особого Кафедрального собора. Построение такового собора необходимо, так как в Епархиальном и вместе губернском городе Петрозаводске не имеется приходской церкви, кроме горнозаводской, и священники соборные заняты, сверх церковных служб и требоисправлений по всему городу, другими разными должностями и послушаниями, по распоряжению Епархиального Начальства.

Необходимость исправления Петропавловской церкви

Петропавловская церковь, существуя 150 лет, требует исправления, какое ныне и производится, при посредстве особой комиссии, на ассигнованную от казны сумму. Поддержать ее необходимо потому, что она служит единственным памятником Христианского благочестия и вместе первого по Олонецкому краю путешествия Петра I и похода его под Шлюссельбург, за взятием коего следовало взятие от Швеции места, где ныне столичный город Санкт-Петербург.

Петропавловский собор