Алфавитный указатель православных монастырей и пустынь

Елпидифор Васильевич Барсов. Алфавитный указатель православных монастырей и пустынь, упразднённых и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями. Материалы для истории и статистики обонежской церкви. Источник: Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год.

За двести лет тому назад в Обонежском крае было 55 монастырей и пустынь. Уже одно это число само по себе говорит об их великом историческом значении. Просвещая светом христианства обитавшие здесь финские племена, монастыри в то же время были большей частью починками заселения необитаемых лесов и проводниками дальнейшей колонизации Обонежского края. В то время, как бобыль*, бездомный одинокий человек, шёл в обширные, пустынные пространства финского севера с топором и мрежей, рубил леса, строил дворы для поселения, очищал землю для угодий, устраивал промыслы по рекам, озёрам и лесам — в то же время впереди него, по непроходимым мхам и болотам, шёл всегда святой отшельник, также одинокий и безмолвный, как бобыль, и также рубил лес, только ставил прежде всего не двор, а крест животворящий, келью и часовню и, вместо рыболовных мрежей, простирал мрежи духовные, был ловцом человека, просветителем диких лопарей и чуди. Монастырские кресты были здесь знаменем торжества веры, а братские кельи — носителями и хранителями славянского общинного духа. Далее монастыри имели не только нравственное, но и высокопросветительное влияние на здешний край. Они распространяли здесь духовное просвещение и разливали начала гражданственности в пределах, уже озарённых христианством. С одной стороны, они были средоточием книжного учения и служили прибежищем для всех жаждавших его. С другой — они были рассадниками духовной письменности, средоточиями библиотек, доставлявших возможность поучаться в духовных книгах всякому, кто приходил сюда. Монастырские храмы и трапезы были как бы народными школами, а книжные начитанные иноки — цивилизаторами и просветителями дикого края. Кроме того, некоторые из обонежских монастырей имели более широкое государственное значение. Недаром Москва очень ценила и жаловала, например, Александро-Свирский монастырь.

К удивлению, до сих пор монастыри Олонецкой епархии, не смотря на всё их историческое значение, не приведены даже в точную, научную известность. Автор «Церковной Иерархии» — почти единственный руководитель в этом отношении. Но, во-первых, он смешивает такие из них, которые имели не только разные названия, но и самостоятельное существование (например, Спасо-Каргопольский монастырь и Строкина пустынь) и разделяет такие, которые имели только разные имена, относившиеся к одной и той же пустыни (например, Аглимозерская или Ниглимозерская пустынь). Во-вторых, он упоминает о таких обителях, существования которых не подтверждают ни известные, исторические акты, ни местные народныя предания (каковы, например, Казаринова и Шелекская пустыни). И, наконец, в-третьих, в «Церковной Иерархии» нет даже намёка на многие монастыри, существование которых не подлежит ни малейшему сомнению (каковы, например, Ильинский и Никольский монастыри, Спасозерская, Рогозерская и некоторые другие пустыни). Поэтому прежде, чем выяснять их высокое значение и излагать их историю, я счёл нужным привести их в возможно точную известность и указал на их иерархическую важность с переменой настоятельств.

Предлагаю на сей раз любителям русской церковной истории и статистики «Алфавитный указатель православных монастырей и пустынь, упразднённых и существующих в Олонецкой епархии — с их настоятелями», составленный мной на основании местных преданий и письменных памятников.

Аглимозерская пустынь

Каргопольском уезде)

  1. Строитель, инок Тимофей, упоминается в грамоте царя Алексея Михайловича 7161 (1653).
  2. Чёрный поп Филарет упоминается в грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 7190 (1682).
  3. Строитель Варлаам, 1705, упоминается в расписке, данной Аглимозерским старцам на владение сенных покосов Колодозерской волости Сергеем Васильевым Кузнецовым.
  4. Аарон, 1721, упоминаемый в подобной же росписке.
  5. Строитель, инок Иона, по уверению крестьянина Лекшмозерской волости Василия Яковлева Пономарева, умершего в 1837 году, 83-х лет. В 1834 году пустынь эта приписана к Лекшмозерской Петропавловской церкви.

Александро-Свирский монастырь

Олонецком уезде)

Игумены:

  1. Основатель монастыря — преподобный Александр Свирский, игумен, 1485-1533.
  2. Исаия,
  3. Никодим,
  4. Иродион,
  5. Венеамин,
  6. Афанасий и
  7. Исидор, 1533-1615.
  8. Дионисий, 1588-1608.
  9. Паисий, 1610.
  10. Феодорит, 1615-1628.
  11. Авраамий, 1628-1646.
  12. Савватий, 1649-1660.
  13. Симон, 1660-1665.
  14. Иосиф, 1665.
  15. Макарий, 1666-1673.
  16. Ермоген, переведённый из игуменов Лисицкого монастыря, находился в игуменском чине до 1692 года, а в этом году произведен в архимандрита и управлял монастырем до 1699 года. По желанию его, за старостью, был уволен на покой и скончался в этом монастыре.
  17. Лаврентий, из архимандритов Вяжицкого монастыря, 1619-1702. Здесь и скончался.
  18. Иосиф, 1702.
  19. Кирилл, 1703-1705.
  20. Исаия, 1705-1708.
  21. Феодосий, 1708-1715.
  22. Иларион, 1715-1716.
  23. Александр, из иеромонахов Николаевского Перервинского монастыря, 1717-1719.
  24. Кирилл, 1719-1732, из игуменов Донского монастыря.
  25. Виссарион, 1733-1738, из игуменов Елеазарова монастыря.
  26. Ефрем, 1738-1740, из иеромонаха, ризничего Новгородского архиерейского дома.
  27. Венедикт Коптев, 1740-1742.
  28. Серафим, 1742-1748, а с сего года до 1752 управлял сим монастырем.
  29. Иннокентий, иеромонах, наместник.
  30. Андроник 1752-1759, из игумена Новгородского Сковородского монастыря.
  31. Пахомий, 1759-1761.
  32. Варсонофий I, 1761-1763. За старостью уволен на покой в Тихвинский монастырь.

В Преображенском монастыре:

  1. Александр, 1763-1775, из игуменов Московского Крестовоздвиженского монастыря, за старостью уволен на покой.
  2. Иринарх, 1775-1780, переведённый из Снятского Рождественско-Богородицкого монастыря. Он в этом монастыре и скончался.
  3. Варлаам, 1780-1790, произведён в архимандрита из иеромонаха, учителя в сухопутном кадетском корпусе. Он был и ректором этоминарии, образовавшейся в этом монастыре, со времени основания в нём местопребывания олонецких архиереев. Он здесь и скончался.

В обоих монастырях:

  1. Парфений, 1790-1800, из Антониева Сийского монастыря. Переведён в Вяжицкий монастырь,после был Архангельским епископом и там скончался в 1819 г.
  2. Иосиф, 1800-1816, перемещён из Вяжицкого монастыря. Уволен за старостью и слабостью здоровья на покой с пенсионом по 300 рублей в год и скончался в этом монастыре в 1818 году.
  3. Товия, 1816-1819, переведён из настоятелей Екатерино-Лебежской Николаевской пустыни. Перемещён потом наместником в Александро-Невскую лавру.
  4. Парфений, с 10-го марта 1819 по 17-е февраля 1820, переведён из архимандритов Зеленецкого монастыря.
  5. Макарий, 1820-1827, перемещён из коренной пустыни.
  6. Варсонофий, с 1827-1853, из архимандритов Старорусского Спасского монастыря.
  7. Иезекииль, 1853-1855, переведён из Алатырского Николаевского монастыря.
  8. Павел Алексеев Смирнов, с 1855 и поныне. Переведён из Пензенского Спасо-Преображенского монастыря.

Александро-Ошевенский

Каргопольском уезде)

  1. Преподобный Александр Ошевенский, основатель монастыря, во второй половине XV века.
  2. Максим, его ученик.
  3. Вассиан I.
  4. Вассиан II.
  5. Кирилл.
  6. Герасим.
  7. Зосима.
  8. Евстратий.
  9. Евфимий I.
  10. Евфимий II.
  11. Феогност.
  12. Тит.
  13. Иосиф I.
  14. Дионисий.
  15. Вассиан III.
  16. Иосиф II.
  17. Иосиф III.
  18. Кассиан.
  19. Евфимий III.
  20. Антоний.
  21. Иона.
  22. Афанасий.
  23. Иоаким, потом архимандрит крестного монастыря.
  24. Рафаил.
  25. Евгений I.
  26. Апполос, в 1790 году произведён во второклассный Архангельский монастырь в архимандрита и определён ректором Архангельской этоминарии.
  27. Никон, с 1790 года, скончался в крестном монастыре.
  28. Варлаам, 1798-1800, переведён в Новгородский Кириллов монастырь.
  29. Мисаил, 1800 года из строителей Дымского монастыря, того ж года 14 декабря переведён в Отенский монастырь.
  30. Варлаам, 1800, обратно переведённый 14 декабря из Кириллова монастыря.
  31. Захарий, 1804-1805, переведён в Отенский монастырь.
  32. Иринарх, с 1805 года, из иеромонахов Александро-Невских.
  33. Евгений II, с 1813-1819, из казначея Новгородского архиерейского дома, здесь и скончался.
  34. Иосиф IV, 1820-1825, игумен, 1825-1841, архимандрит и кавалер ордена святой Анны 3-й степени, скончался по приезде в город в Спасо-Каргопольском монастыре, в 1841 году, в сентябре.
  35. Амфилогий, архимандрит, 1842-1845, переведён из Антониева третьеклассного монастыря, и вместе был смотрителем Петрозаводских духовных училищ. Переведён в Спасский монастырь.
  36. Анастасий, архимандрит 1845-1852, переведён из иеромонахов Курского архиерейского дома.
  37. Нафанаил, архимандрит, 1852-1866 года.
  38. Ныне назначен сюда Викторин, из инспекторов Вологодской духовной этоминарии, по духовному чину — игумен.

Алмозерская пустынь

(Вытегорского уезда)

Ныне здесь Алмозерский Ильинский погост. Но что здесь прежде был монастырь, это видно из одной надписи на престоле ветхой церкви, где прямо говорится, что монастырская Алмозерская церковь во имя святого пророка Божия Илии Фесвитянина освящена при державе царя и великого князя Феодора Иоанновича при архиепископе Великого Нова-Града и Пскова Александре. Какой это был монастырь, мужский или женский, и кто были здесь настоятели, неизвестно.

Андрусова пустынь

Олонецком уезде)

  1. Основатель – преподобный Адриан, около 1520-1549, как видно из жития преподобного Александра Свирского и Никоновой летописи, том 7, страница 65, под 7057 годом, 1 августа.
  2. Строитель Павел, упоминаемый в жалованной ему, строителю, грамоте царя Василия Ивановича Шуйского 7116 (1608) от 9марта.
  3. Игумен Валаамова монастыря Иннокентий, заботившийся о восстановлении этой пустыни, находившейся в развалинах и совершенном запустении с 1612 по 1782 годы и успевший к 1817 году сделать ее самостоятельной.
  4. Строитель иеромонах Кирилл, управлявший с 1817 по 1822 год.
  5. Иеромонах Иосиф, с 1826 по 1835 годы.
  6. Иеромонах Феодор, с 1835 по 1852 годы.
  7. Строитель Мефодий с 1852 и по нынешний год.

Брусенский монастырь

Петрозаводском уезде)

Основатель иеромонах Венеамин, около середины XVI века. По «Церковной иерархии» этот монастырь основан в середине XVII века, но это ошибка, так как он помещён уже в писцовых книгах князя Ивана Долгорукого 1628-1629 годов, где упоминается о колоколах, подаренных монастырю царём Феодором Ивановичем. Ныне здесь Брусенский Николаевский погост.

Важеозерская, или Задне-Никифоровская пустынь

Олонецком уезде)

  1. Основатель игумен преподобный Никифор, 1520-1557 года, как можно усмотреть из жития преподобного Александра Свирского и грамоты царя Ивана Васильевича 1706 года от 9 марта.
  2. Игумен Дорофей, 1588-1612, что видно из грамоты царя Феодора Иоанновича 7096 от 23 октября и синодика, где игумен Дорофей с 23 братиями показан убитым от литовцев, разоривших монастырь в 1612 году.
  3. Тарасий, в 1764 году переведённый в Муромский монастырь.
  4. Строитель иеромонах Митрофан, с 1846 года, когда пустынь сделана самостоятельной — по 1853 год.
  5. Даниил, из дворовых крестьян графа Шереметьева, с 1853 года. и по нынешний. За временной командировкой его в Палеостров в 1853-1856 годах управлял иеромонах Феофан.

Вашеостровская пустынь

Она, по преданию, существовала версты за полторы от деревни Новинки, в Кондушском приходе. В приходской церкви до ныне существуют оловянные сосуды и некоторые ветхие книги, принадлежавшие пустыни, как единственные памятники её существования.

Веретенская или Веретьевская женская пустынь

(Каргопольского уезда)

Она существовала самостоятельно до 1764 года. Настоятельство было в ней строительское. В 1764 году она была упразднена и с землёй была приписана к Надпорожскому приходу. А в 1787 году по резолюции Венеамина, епископа Архангельского и Олонецкого, передана в ведомство Успенского Каргопольского женского монастыря. О строительницах этой пустыни нет никаких сведений.

Вознесенский монастырь

Петрозаводском уезде)

  1. Ферапонт, по синодику, кто он, откуда и когда именно управлял, неизвестно.
  2. Игумен Пимен, упоминается в надписи на антиминсе ветхом 1583 года и в древнем синодике, где замечено, что игуменов до него было 3, а строителей 9.
  3. Чёрный поп Арсений, значащийся на антиминсе, освящённом в 7110 (1602) году.

По обращении сего монастыря из мужского в женский, в царствование Феодора Алексеевича:

  1. Игумения Нионилла, в царствование Феодора Алексеевича, как видно из синодика и надписи на евангелии, данном в Ильинский монастырь в 1682 году.
  2. Игумения Кириана.
  3. Анисия, первая строительница, как показывает надпись в синодике.
  4. Строительница Агафия, в 1728 году. Она подавала челобитную Императору Петру II, а с 1721 года. есть два указа от архиепископа Новгородского Феодосия на имя сей же игумении…. от 20 июня и 30 октября.
  5. Игумения Марина, на имя которой есть указ из Новгородской духовной консистории от 29 марта 1764 года. Она была игуменией сего монастыря с 6 вентября 1758 года до 1771 года.

Высокозерская пустынь

Лодейнопольском уезде)

Известны только:

  1. Строитель иеромонах Савватий, 1700, и
  2. Монах Макарий, устроивший здесь церковь, во имя обновления храма Христова.

Габановская пустынь

Олонецком уезде)

Когда она была основана и кто были в ней настоятели — неизвестно. В 1770 году. она сгорела и уцелевшая от пожара утварь перевезена в Александро-Свирский монастырь. Ныне здесь стоит часовня во имя Петра и Павла, приписанная к Обжанской Георгиевской церкви.

Елгомская пустынь

Каргопольском уезде)

  1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631-1642, что видно из надписи толкового евангелия, пожертвованного им этой пустыни, и грамоты Новгородского митрополита Серапиона от 8 марта 7150 (1642) года. Кроме того, на 2 крестах, водружённых при основании ризы Богоматери, есть надпись «при строителе, старце Тарасие Москвитине» и на колоколе «радением строителя старца Москвитина 1631 года».
  2. Строитель, монах Феодосий, на имя коего дана грамота, от 11 января 1711 года, митрополитом Новгородским Иовом.

Упразднена в 1761 году. Ныне здесь Елгомский погост.

Ильинский Свирский монастырь

Лодейнопольском уезде)

На местной иконе Илии пророка значится надпись: «лета 7104 (1596 года) поставлен бысть образ сий в доме Ильи пророка в монастырь повелением рабы Божией Анисии и ея детей». Старожилы помнят ещё монашеские келлии и амбары. В деревне Шамекше существовал скотный монастырский двор. О настоятелях этого монастыря нет никаких сведений. Ныне здесь Горский Ильинский погост.

Ильинский женский монастырь

Повенецком уезде)

О нем не упоминается в «Церковной Иерархии», но список с несудной грамоты великого князя Василья Ивановича и список с дарственной записи Шунгских жителей не оставляют ни малейшого сомнения в том, что этот монастырь в 7031 (1523) году уже существовал. Список с послания Новгородского посадника Дмитрия Васильевича с Иваном Матвеевичем и Федором Богдановичем к игумену Ионе со старцами и старицами указывает на то, что здесь, кроме мужской, была и женская община. Ныне здесь Шунгский погост.

Казанская пустынь

Вытегорском уезде)

Что на Климентовских островах была Казанская пустынь, это видно из напрестольного Евангелия, пожертвованного ей царями Иоанном и Петром Алексеевичами и Софьей Алексеевною. Церковь во имя Казанской Богоматери построена была в 1675 году. А в ней жили монахи — видно из указов (1734 и 1758 годов), присланных ей на имя настоятеля Ионы. О других настоятелях нет никаких сведений.

Казаринова пустынь

Каргопольском уезде)

О существовании этой пустыни говорится в «Церковной Иерархии», но местное предание не помнит её существования. Книга чудес Кирилла Челмогорского под 1622 годом упоминает о деревне Казариновой, но в ней нет и намёка о существовании здесь какой-нибудь пустыни. Эта деревня называется еще Труфановской.

Кедринская пустынь, или Пятницкий монастырь

Лодейнопольском уезде)

  1. Чёрный поп Иона, упоминается в писцевых книгах 1628-1629 годов князя Ивана Долгорукого.
  2. Строитель иеромонах Симон, 1761-1762, при котором построена церковь во имя великомученицы Параскевы, как значится в надписи на деревянном кресте, имеющемся в этой церкви.

В 1800 году эта пустынь приписана к Водлицкому приходу.

Кенский монастырь, или Пахомиева пустынь

Пудожском уезде)

  1. Основатель Пахомий, около 1500 года.
  2. Игумен Каллиник, по выписи 1676 года.

(Церковная Иерархия)

Климецкий монастырь

Петрозаводском уезде)

  1. Преподобный Иона Клемантов, основатель монастыря, около 1500 года.
  2. Старец Акакий, 7123 (1615).
  3. Чёрный поп Арсений, 7132 (1624).
  4. Игумен Иоасаф 7152 (1644).
  5. Игумен Илия, 7158 (1650).
  6. Строитель старец Иоасаф 7177 (1669).
  7. Старец Филипп, 7190 (1682).
  8. Игумен Феодосий, 7192 (1684) и в том же году.
  9. Игумен Варлаам.
  10. Строитель иеромонах Илия, 1712.
  11. Строитель Иоасаф, 1757.
  12. Строитель Пафнутий, 1769.
  13. Адриан, 1846-1854 г.
  14. Ираклий, великороссиянин, из мещан, с 1854 и по ныне.

Кодлозерская пустынь

(Каргопольского уезда)

Об ней известно только то, что она была упразднена в 1714 году.

Курженская пустынь

Олонецком уезде)

Что здесь жили монахи и были настоятели, — это видно из грамоты Новгородского митрополита Питирима (1692 год). Ныне на острову озера Курженского стоит часовня и памятник иноку Евфросину.

Лебяжская пустынь

Вытегорском уезде)

Памятником этой пустыни служит крест, стоящий теперь в Тихманской часовне. Из двух грамот, относящихся к этой пустыни, видно, что здесь жили монахи и были настоятели.

Лужандорская пустынь

Вытегорском уезде)

Единственными памятниками этой пустыни служат колокол её, установленный в 1703 году, и чугунная плита с вырезанной короной и означением 1709 годом. Сначала эта пустынь состояла приписной к Муромскому, а потом к Свирскому монастырю. Ныне на месте её — часовня и кладбище.

Маткозерская пустынь

Вытегорском уезде)

Фавст, строитель, что видно из надписи на колоколе 7200 (1692). Сочинитель «Церковной Иерархии» называет его основателем монастыря сего в 1682 году.

Машезерская пустынь

Петрозаводском уезде)

Об Ильинском монастыре на Машезере говорится в писцовых книгах Ивана Долгорукого (1628-1629). Он построен при царе Иване Васильевиче, но кто были настоятели — неизвестно.

Муромский монастырь

Пудожском уезде)

  1. Преподобный Лазарь, основатель монастыря, около 1350-1391. (В завещании преподобного Лазаря).
  2. Афанасий — неизвестного времени.
  3. Чёрный священник Мисаил, при келаре Пафнутии и казначее Матфее, о коем говорится в писцовых книгах князя Долгорукого 1628-1629 годов.
  4. Строитель Иларион Запольский, 1650, как видно из грамоты царя Алексея Михайловича 7158 года.

Неглимозерская пустынь

О ней упоминает «Церковная Иерархия» как об особенной пустыни, находящейся в Пудожском уезде. Но мне кажется, это одна и та же Аглимозерская пустынь, о которой автор «Иерархии» замечает, что она существовала в Каргопольском уезде. Она была в 65 верстах от Каргополя, на самой границе Пудожского уезда. Аглимозерское предание говорит, что инок Тимофей воздвигнул церковь в диком лесу во имя Пресвятой Богородицы Неопалимых купин, с приделом в честь Николы Чудотворца. По «Иерархии», та же церковь была и в Наглимозерском монастыре. Очевидно, автор её ошибся.

Нигозерская пустынь

Пудожском уезде)

Хотя в «Церковной Иерархии» и не упоминается об этой пустыни, но существование её несомненно. В Сумской приходской церкви поныне есть икона святителя Николы, «писанная 7172 г. в часовню Нигозерской пустыни, по приказу той пустыни стороителя Корнилия, дьяком Тубозерской волости, Мокием Пантелеевымъ», как видно из надписи на обратной стороне этой иконы.

Никольский женский монастырь

Каргополе)

Ныне здесь Благовещенский приход. Но что здесь был Никольский монастырь, это видно из рукописи купца Петра Немчинова, в которой говорится, что у церкви Николы Чудотворца стояло 15 келий. Да и сама монастырская ограда, с высокими старинными башнями, была поддерживаема до 1800 года, в котором, за ветхостью, она была разобрана купцами Адамовыми. Какой был здесь монастырь и кто были в нем настоятелями, неизвестно.

Никольский мужской монастырь

Лодейнопольском уезде)

В «Церковной Иерархии» нет и намёка на существование этого монастыря, между тем как местное предание свидетельствует, что здесь существовал один из древнейших монастырей во имя святителя Николы Чудотворца, во времена благочестивые державы великого князя Дмитрия Иоанновича, во дни святейшего митрополита Пимена, при архиепископе Великого Новгорода Алексие, под ведением Новгородским (1383 год).

Оредежская Успенская пустынь

(Олонецкого уезда)

Известно только одно, что эта пустынь основана была преподобным Макарием, учеником Александра Свирского.

Ошевнев-Кириллов монастырь

(Каргопольского уезда)

Это был мужской монастырь. О нём упоминается в писцовых книгах стольника Петра Ивановича Лопухина 7186 (1678). Местных исторических данных о нём нет никаких.

Паданская пустынь, или Колмов монастырь

Лодейнопольском уезде)

  1. Корнилий, игумен, по общему мнению.
  2. Дионисий и
  3. Мисаил, игумены.
  4. Священно-инок Евфимий, 1675.
  5. Иеромонах Феодорит, 1694.

Палеостровский монастырь

Петрозаводском уезде)

  1. Преподобный Корнилий, основатель.
  2. Преподобный Авраамий.
  3. Игумены:

  4. Игнатий I, 1463.
  5. Даниил, 1466.
  6. Конон, 1478.
  7. Корнилий, 1519.
  8. Геласий, 1550.
  9. Досифей, 1554.
  10. Иона, 1561.
  11. Геронтий, 1590.
  12. Иоасаф I, 1599.
  13. Кирилл I, 1613. Все они упоминаются в синодике.
  14. Кирилл, 1616. Был при переписи, произведённой в 1616 году Петром Воейковым, но проживал от набегов литовцев в Соловецком монастыре.
  15. Макарий, 1619.
  16. Антоний I, 1621.
  17. Иосиф I, 1621-1625.
  18. Иосиф игумен, упоминается 1629 году в переписи Никиты Панина.
  19. Иларион, 1639.
  20. Иоасаф II, 1641.
  21. Сергий, 1646.
  22. Иаков, 1651.
  23. Киприан, 1681.
  24. Феодосий, 1687.
  25. Строитель, иеромонах Лука, 1688.
  26. Строитель, иеромонах Иоасаф III, 1689.
  27. Игумен Пимен, сожжённый раскольниками в 1697 году.
  28. Строители:

  29. Иоаким, 1699.
  30. Варлаам.
  31. Кирилл II (как видно из судного дела о Палеостровском монастыре).
  32. Пафнутий, 1700.
  33. Игумены:

  34. Арсений, 1707.
  35. Протасий, 1713.
  36. Иосаф IV, 1719.
  37. Строитель, иеромонах Иосиф II, 1721.
  38. Игумен Авраамий, 1730-1737.
  39. Строитель иеромонах,…. 1741.
  40. Строитель иеромонах Феофилакт 1742 (как видно из Истории Ивана Филипова).
  41. Игумен Антоний II, 1771.
  42. Строители:

  43. Корнилий II, 1788.
  44. Симон, выбыл в 1794.
  45. Владимир, выбыл в 1799.
  46. Игнатий II, выбыл в 1804.
  47. Пахомий, выбыл в 1807.
  48. Василий, 1811, уволен.
  49. Игумен Иоасаф V, Белоусов, 1811-1840. Из сержантов, уроженец Каргопольский.
  50. Строитель Иеромонах Корнилий, с 1840-1853.
  51. Даниил, строитель Задне-Никифоровской пустыни, временно управлявший Палеостровом, 1853-1856 год.
  52. Строитель иеромонах Анания с 1855 года и по ныне. Переведён сюда из казначеев Олонецкого архиерейского дома.

Петропавловский монастырь, или Лобанова пустынь

(Вытегорского уезда)

  1. Основатель монастыря, строитель Павел, 1640-1683.
  2. Строитель Авраамий, 1719.

Ныне здесь Петропавловский погост.

Пиркинский женский монастырь

Лодейнопольском уезде)

Местное предание уверяет, что на месте нынешнего Пиркинского погоста в старину был женский монастырь, бывший в заведывании Александросвирской обители. Старожилы запомнят ещё монастырский двор, бывший на расстоянии 200 саженей от этого погоста.

Рогозерская пустынь

Пудожском уезде)

Доныне неизвестно её существование, хотя и не подлежит ни малейшему сомнению. В Сумской церкви и теперь ещё хранится старонаречное евангелие, напечатанное в 7-е лето патриаршества Иоасафа I, с надписью: «лета 7153 марта 2 дня, в области Великого Новаграда Обонежския Пятины, Пудожского стану, в дом чудного Богоявления и Успения Пресвятыя Богородицы, положил раб Божий Иоанникий Иванов сын Скрипин, Ярославец, посадской торговой человек, по своих родителех и о своей душе, во веки неотъемлемо святое сие евангелие. Аминь. Буди и буди Рогозерския пустыни». Церкви, бывшия при ней, сгорели, иконы и колокола украдены и перевезены раскольниками в Лексинский монастырь и самое место заросло теперь диким лесом.

Рубенская Троицкая пустынь

(Вытегорского уезда)

Старинное било, вылитое в 1709 году, указывает на то, что эта пустынь основана была ранее этого времени. А монашеская риза, сохранившаяся доныне, древнего покроя, из старого крашенинного холста, свидетельствует о том, что здесь жили монахи. О настоятелях этой пустыни нет никаких сведений.

Синорецкая пустынь

(Вытегорского уезда)

О существовании её упоминается в «Церковной Иерархии». В 1764 году она обращена в приходскую церковь.

Соломенский монастырь

Он основан не позже конца XVI столетия, как видно из полотняного старинного антиминса, в котором сказано: «священна бысть церковь сия лета 7097, при благоверном царе и великом князе Федоре Ивановиче и при митрополите Новгородском Александре».

Спасо-Каргопольский монастырь

    Строители:

  1. Вассиан, основатель сего монастыря.
  2. Серапион.
  3. Иосиф I, 1368. После него кто были настоятелями до 1537 года сведений не имеется.
  4. Евфимий I, 1537 год. При нём Варлаам и Тихон строители, как видно из грамоты Новгородского архиепископа Макария.
  5. Гурий, 1554.
  6. Никифор, 1562.
  7. Досифей 1565. При нём Серапион строитель.
  8. Иринарх, 1572.
  9. Иона, 1573.
  10. Иов, 1580.
  11. Дионисий I, 1581.
  12. Евфимий II, 1583.
  13. Мисаил, 1588.
  14. Зосима, 1591.
  15. Кирилл, 1597.
  16. Игумены:

  17. Иларион, 1607.
  18. Евфимий III, 1610.
  19. Феодосий, 1613.
  20. Иаков, 1619.
  21. Иннокентий, 1632.
  22. Иов, 1636.
  23. Евфимий IV, 1668. При нём строитель Евфимий.
  24. Моисей, 1678.
  25. Дионисий, 1682.
  26. Архимандриты:

  27. Иоаким, 1706-1718.
  28. Иосиф I, из священников Успенского девичьего монастыря, 1719.
  29. Иоасаф, из иеродиаконов Крестного монастыря, 1726-1738.
  30. Иосиф II, Арбузов, 1739-1741, из игуменов Орденской пустыни, переведённый потом в Антониев Бежецкий монастырь.
  31. Симеон, 1743-1746, переведён из крестного монастыря и вызванный в Новгород.
  32. Виссарион, 1746, переведён из архимандритов крестного монастыря.
  33. Алексий, 1757-1760, произведён из Новгородских крестовых монахов и переведён в Новгородский Кириллов монастырь.
  34. Феодосий, 1761-1777, произведён из игуменов старо-Ладогского Ивановского монастыря. Он здесь и скончался. По нём, на основании духовных штатов 1764 г.
  35. Строители:

  36. Варлаам, 1775-1788, определён из казначеев Новгородского Духова монастыря и потом уволен от должности в Крестный монастырь.
  37. Варлаам II, Плешаков, 1788-1798, определён из казначеев Архангелогородского Пертоминского монастыря. Переведён в Архангельский монастырь.
  38. Амвросий, 1798-1806, из иеродиаков Спасо-Преображенского монастыря; по желанию его уволен от должности и определен в число братства в сей же монастырь. Пострижен в схимонахи и скончался.
  39. Порфирий, 1805-1818, из казначеев Александро-Ошевенских, уволен от должности в Новоозерский монастырь.
  40. Иринарх, 1822-1828, из казначеев Александро-Ошевенского монастыря, уволенный от должности в тот же монастырь.
  41. Феофан, 1828-1840, из казначеев Новгородскаго, Деревеницкого монастыря, уволен от должности в тот же монастырь.
  42. Серафим, 1842-1844, определён из казначеев сего же монастыря и в этом же монастыре скончался.
  43. Авраамий, с 1847-1856, произведённый из иеромонахов сего же монастыря.
  44. Сергий, с 1856 по 1860 год.
  45. Иоасаф, из казённых крестьян, с 1860 года и по ныне.

Спасозерская пустынь

(в Каргопольском уезде)

Хотя об этой пустыне и не упоминается в «Церковной Иерархии», однако из царских грамот видно, что к Ошевенскому монастырю издавна принадлежала «пустынь вэтомилостивого Спаса, построенная Ошевенского монастыря старцем Вассианом, угодья которой простирались на все стороны на три версты».

Строкина пустынь

Каргополе)

Эта пустынь находилась, как показывает самое её название, около ручья Строки, ныне почему-то называемого Кобыляком, а потому автор «Церковной Иерархии» слишком произвольно смешивает ее с нынешним Спасским Каргопольским монастырём, отстоящим от ручья Строки по крайней мере на 200 сажен. Игумен Иосиф, упоминаемый в житии Кирилла Челмогорскаго, по моему мнению, был настоятель вовсе не нынешнего Спасского монастыря, но самостоятельной в то время Строкиной пустыни. Последняя гораздо древнее первого.

Сунская пустынь

(Петрозаводского уезда)

Она находилась на острове реки Суны, при деревне Виданской Нишке, и называлась Троицкой Сунарецкой. Памятниками этой пустыни служат следующие предметы, составляющие ныне достояние Кондопожской приходской церкви: 1) деревянный точёный потир; 2) иконы живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца, и 4) великомученика Георгия. Ныне на месте этой пустыни часовня во имя Варлаама Хутынского.

Сандебская Успенская пустынь

(Олонецкого уезда)

Основатель её — Афанасий Сандебский, духовник Александра Свирского.

Сподвижник его — Илья схимник, по местному преданию. Долго существовавший здесь скотный двор и келии свидетельствуют о том, что здесь были монашествующие. Какое было настоятельство и кто именно были настоятели, неизвестно.

Успенский женский монастырь

(в городе Каргополе)

  1. Анна. О ней говорит грамота царя Алексея Михайловича от 8 августа 7161, (1653) года.
  2. Иулитта,
  3. Доминикия и
  4. Александра, неизвестного времени.
  5. Иулиания, 1715.
  6. Евпраксия, упоминается в 1738 и 1748 годах.
  7. Иустина, 1763, дьяческая дочь.
  8. Марина, 1771-1782, переведена из игумений Вознесенского девичьего монастыря.
  9. Агафия, 1783-1790, мещанская дочь, из монахинь этого же монастыря и в этом же монастыре скончалась, 79 лет.
  10. Афанасия, 1791-1814, вдова Архангельского кафедрального собора священника Михаила Иерофеева, переведена из игумений Холмогорского Успенского девичьего монастыря и здесь скончалась.
  11. Павла, 1814-1823, Каргопольского уезда, Полуборской волости, деревни Рябовой, крестьянская дочь, определена игуменией из казначеи здешнего же монастыря и здесь же скончалась.
  12. Эмилия, с 1823-1854, из штаб-офицерских дочерей, из монахинь Новгородского духова монастыря.
  13. Раиса, солдатская дочь, 1854-1865.
  14. Людмила, с 1865 и по ныне.

Хергозерская пустынь

Каргопольском уезде)

Сергий и Логгин — иноки, основатели пустыни, 1600-1635 года.

Челминский или Челмужский монастырь

При переписи в 1678 году этот монастырь назван пустым: ветхая церковь во имя Богоявления Господня оставалась без священнослужения.

Челмогорская пустынь

Каргопольском уезде).

  1. Преподобный Кирилл, основатель пустыни на Челме горе (1316-1368). Постриженник Новгородского Антониева монастыря.
  2. Монах Серапион, во второй половине XVI столетия, в течение трёх лет.
  3. Строитель иеромонах Арсений, в конце XIV и в начале XV столетия.
  4. Игумен Ефрем.
  5. Игумен Исидор.
  6. Священник Алексий Черемисанов.
  7. Священник Иоанн Гроворонов.
  8. Иеромонах Евстафий.
  9. Иеромонах Герман.
  10. Иеромонах Мисаил, 1622.
  11. Монах Иоанникий.
  12. Строитель Варлаам.
  13. Игумен Никита.
  14. Строитель Макарий, 1674.
  15. Строитель Филофей.
  16. Строитель Иоасаф.

Чермозерская пустынь

(Каргопольского уезда)

О ней упоминается в «Церковной Иерархии». Местные сведения к замечанию её ничего не прибавляют.

Шальский монастырь

Пудожском уезде)

По моему мнению, это тот самый монастырь, который устроил Антоний Сийский, расставшись (1513 год) с преподобным Пахомием, основателем Кенского монастыря, и который автор «Церковной Иерархии» называет Шелекским. Ныне здесь Шальский погост. Одна из существующих здесь до ныне церквей построена в 1505 году, именно в год пострижения Антония Сийского преподым Макарием.

Юрьегорский монастырь

Ныне этот монастырь упразднён и находится в пределах Архангельской губернии. Мощи основателя его (7142-1633) Диодора существуют и до ныне под спудом. Часть прихожан настоящего Водлозерского Ильинского погоста, Пудожского уезда, принадлежала прежде Юрьегорскому монастырю.

Яблонская пустынь

Олонецком уезде)

Каменное било, которое хранится здесь до ныне, и церковь Успения Богоматери, построенная в 1594 г — неумолкаемые здесь свидетели того, что эта пустынь основана не позже XVI века и что при ней было монашество, как видно из синодика. Здесь была сначала женская община, а потом мужская. Впрочем, этого синодика в настоящее время я не имею ещё под руками. Ныне здесь Мятусовский погост.

Яшезерская пустынь

Петрозаводском уезде)

Чёрный поп Иона упоминаетсяv в писцовых книгах князя Ивана Долгорукого, 1628-1629 гг.

Управляющий с 1853 по 1857 год, а с сего времени строитель Иеромонах Пимен.

* Русские колонии в северном поморье большей частью состояли из бобылей, крестьян неоседлых, поселенцев на чужой земле.

Монастыри и пустыни согласно списку 1873 года

ТипНазваниеНаселение
1подмонастырская слобода Вознесенская (упраздненная женская пустынь) 68
2монастырь Яснозерская пустынь 9
3пустынь Бруснинская Пустынь 2
4монастырь Климецкий Николаевский упраздненный монастырь 2
5монастырь Палеостровский Рождественский 12
6девичий монастырь Успенский 44
7пустынь Лекшмозерская пустынь 0
8пустынь Челмозерская пустынь 3
9монастырь Александро-Ошвенский монастырь 12
10пустынь Спас-Озерская пустынь 1
11пустынь Задне-Никифоровская пустынь 18
12пустынь Сяндебская пустынь 8
13монастырь Андрусовская, Николаевская пустынь 18
14монастырь Александро-Свирский монастырь 0
15монастырь Муромский мужской монастырь (Мурманский) 5
16монастырь Кенский упраздненный монастырь 3
17пустынь Иванковская (Иванькова) 3
18пустынь духовного ведомства Чирцовская 2
19пустынь Маржегорская 115
20пустынь Петропавловская (Пустынь Афонасия, Наволоцкаго) 14
21пустынь Богоявленская (Колдозерская) 12
Примечания
Сообщение

Даты даны по старому стилю

* под верстой разумеем меру в 1067 метров

** расположение коих нами установлено и описаны они в источнике при одном направлении

Указаны 5 погостов из 21
Погосты и сёла