Тихвиноборский погост

Источник: «Олонецкие Губернские Ведомости» №36 за 1879 год (16.05.1879)

Мало найдётся в Олонецкой губернии погостов столь тихих и уединенных, как Тихвиноборский, в Повенецком уезде. Его можно сравнить с человеком, который всегда погружён сам в себя и на лице которого редко заметите весёлую улыбку. Суровый ли северный климат тому причиной, удалённость ли его от средоточия русской жизни, разбросанность ли поселений, или всеобщая бедность жителей — решить очень трудно. Тихвиноборский погост находится всегда в грустном уединении, со всех сторон окружён только лесом. Поблизости нет ни одного селения, белеется на погосте только церковь. Изредка увидишь проезжего или пешехода с сумой за плечами, из Данилова и Лексы. В других местах, где население богаче и промышленнее, вы встретите или красивую деревушку, или поле, покрытое прекрасной зреющей рожью, или пастбище, покрытое большим стадом скота, или хорошо устроенные красивые дома крестьян, и наверно полюбуетесь, глядя на их домашнее довольство и на знакомство с выгодными ветвями петербургской промышленности. Некоторые волости, как более мне известные, например, Олонецкого, Петрозаводского и Лодейнопольского уездов, разделяют между собой предметы промышленности, нужные для Питера: почти целые деревни столяров, маляров, стекольщиков, портных* и сапожников. Все они ходят на промыслы в столицу и, возвращаясь на родину, приносят с собой иной образ жизни, значительные деньги и хорошую одежду. А некоторые из них, получив торговую осёдлость в столице, впоследствии делаются значительными богачами. Здесь же, на севере, в стране глухой, суровой, пустынной и бесплодной, вы будете удивляться лодочке наподобие большого корыта, выдолбленной из самого толстого бревна, длиной 2-х сажен. Здесь не увидите стечения народа ни летом, ни зимой. Торговые пункты — город Повенец и село Шунга — от Тихвина-Бора в значительном расстоянии. Здесь и храмовые праздники не составляют исключения. Не только из других погостов никто не приезжает, но не увидите в храме Божием в престольные праздники и местных жителей, как более или менее пропитанных издревле духом раскола. Местность эта до устройства церкви и первоначального образования прихода (до 1833 г.) называлась Тихвиноборским скитом. Основание Тихвиноборского раскольнического скита было положено одновременно (около 1695 года) с Даниловским, называемым в народе и поныне монастырём, служившим в то время рассадником лжеучения для всех подобных общежительств, рассеявшихся по нашему отечеству. Теперь на месте Выгорецкого общежительства, заключавшего в стенах своих в то время около тысячи человек раскольничествующих, всякий с удовольствием может увидеть благодетельные последствия соединённых распоряжений бывших господ начальников Олонецкой губернии А. В. Дашкова и В. Н. Муравьева и покойных архиепископов Игнатия и Аркадия. Их совокупные действия, напрвленные к одной благочестивой цели — искоренению и ослаблению раскола, увенчались желанным для всего православнаго населения успехом в 1857 году. Почти в то же самое время, когда сибирские раскольники, в числе нескольких тысяч человек, сознав свои заблуждения, возвратились к православной церкви на правах единоверия**, в нашем Выгозерском скиту знаменитая по богатым украшениям Даниловская раскольническая часовня обращена в православный храм, освящение коего, с обычной торжественностью, совершено было маститым архипастырем Аркадием 23 июня 1857 года***.

Тихвиноборская местность получила название Тихвиноборского погоста от первых пришельцев сюда из Тихвина, Новгородской губернии. Потом переселились сюда раскольники Толвуйского прихода, Петрозаводского уезда, и некоторых корельских приходов Повенецкого уезда, как то: Гимольского, Паданского, из корельской Массельги и Семчезерского. С перемещением корелов часть Тихвиноборскаго погоста и поныне называется Гора корельская. Побуждением к образованию в Тихвином-Бору прихода и церкви послужило обращение в православие нескольких человек из местных жителей. Прихожане первоначально назывались крестьянами Боровской трети, заведывались Николаевско-Ладожской расправой, а потом Даниловской, наконец, Тихвиноборским отдельным правлением, которое в настоящее время находится в Даниловском селении, в 22-х верстах от Тихвиноборского погоста.

* Из портных мне вполне известен крестьянин Олонецкого уезда, прихода Больших-Гор, деревни Кинелахты, Василий Богданов, самолучший портной Царствующего Дома, в Санкт-Петербурге, высочайше награждённый золотыми и серебряными медалями. Любовь его к родине, как мне известно, проявлялась нередко на украшение святых храмов Олонецкого уезда и на пособие бедным и престарелым землякам своей родины.

** Православный собеседник, 1857 г, и Тобольские Губернские ведомости

*** Олонецкие Губернские ведомости, 1857 г