Этнографические сведения о Янгозерском погосте

Александр Петропавловский. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 34. Повенецкого уезда, села Муромки Янгозерского погоста священника Ястребова / Петропавловского. 1855 год.

Несколько замечаний о раскольниках

Замечания сии представляю кратко и не в своём месте потому, что они уже собраны были прежде по требованию Духовного Начальства. Пространнее представлю в своем месте.

1. По мнении раскольников, сильно грешно во время еды и питья полагать ногу на ногу и облокачиваться.

2. Также грешно обмакивать в солонку кусок хлеба, ибо через то предаёшь Спасителя по Слову Писания: «омочивый руку в солило, той предает мя».

3. Идя на Исповедь, отвязывают пояс — знак, будто через то разрешаются от грехов.

4. На исповеди старики о грехе блудодеяния спрашивают так: не скакала ли в крапиво?

5. Крестное знамение изображают полное, т. е. полагают его на чело, плеча и чрево так крепко, чтобы было слышно. Кто не донесёт руки до надлежащого места, у того на будущем свете будут дотягивать локоть до определённого места.

6. На землю и на пол никогда не кланяются, а в скамеечки, на которых полагаются нашитые подушки. По неимению скамейки кланяются в лавку.

7. Кто убьет лягушку, тому на будущем свете подают есть лягуший рыбник или пирог.

8. При собаке в фатере не молятся Богу.

9. В Пасху во время произнесения слов «Христос воскресе» подымают обе руки скоро и говорят «Воистину воскресе». Поднятие рук основывают на следующей басне: по погребении Господа Пресвятая Богородица, прийдя домой во время Пасхи, начала скать сканцы (пресные пироги, первое кушанье жителей Повенецкого и Петрозаводского уездов) и жарить на сковороде рябчика. В это время кто-то пришёл и сказал: «Христос воскресе». Богородица, усумнясь в этом, сказала: «Буде рябчик, изжаренный мной, оживёт и полетит, то и я уверюсь в воскресении Господнем». Рябчик ожил и полетел. Пресвятая Богородица, уверившись в воскресении Господнем, воскликнула «Воистину воскресе». Раскольники, подражая рябчику, улетевшему на воздух и возвестившему Пресвятой Богородице воскресение Господа, подымают руки до головы скоро, как бы крылья, и говорят: «Воистину воскресе».

10. Перекрещённые при смерти перерождаются в новую жизнь и становятся как младенцы безгрешны. По сему перекрещивание заступает у них место Святого Причащения.

11. Младенцы, умершие без перекрещивания, находятся в будущем свете не в мỳке, а только во тьме.

12. В настоящее время даниловцы пронесли слух, который разнёсся по всей Карелии: будто в прошлом 1854 году наследник престола, Благоверный Государь Великий Князь, цесаревичь Александр Николаевич ездил на Кавказ — на Дон и спрашивал у казаков: «Ещё ли будете служить мне?» Донцы отвечали: «Да, Государь! Все равно, хоть тебе служи, хоть турке, ибо и ты гонишь нашу старую веру». Наследник сказал: служите, служите и будьте спокойны — ваша вера правая, и никто не тронет вас.

13. По нужде можно исповедаться и православному священнику, только так же, как дереву или камню.

14. Если руки моют и не говорят молитвы, то руки будут нечисты, хоть и вымыты.

15. Если кто из православных напьется в чашке раскольника, то чашка оскверняется и должна быть брошена.

16. В воскресенье первым делом в избе кадят образа и крест свой ладаном, а потому каждый имеет кадельницу. Строго так же наблюдают, чтобы никто не умер без накаждения ладаном. Так они говорят: надобно караулить, чтобы без ладану не умер. А когда кадят, то приговаривают: темьян (фимиамъ), да ладан.

17. Не отвергающие таинства причащения толкуют об нём так: по принятии таинства причащения не должно шесть недель плевать на пол, а в огонь; 6 недель не ходить в баню.

18. Поминовение по усопшим совершают следующим образом. Нанесут на кладбище пирогов, которые полагают на верхнюю часть могилы, а сами хвоиною пашут по могиле приговаривая: «Упокой Господи душу раба (Имярек.)»

19. Всякое дело, тем более важное, начинают, обворачиваясь по солнцу.

20. Данила и Филипп были праведные мужья. Живя между собой согласно раз поспорили: Данила говорит, надобно Бога молить за православного царя, а Филипп сказал не надобно. Не согласуясь в этом между собою, они разделились, а потому произошли одни даниловцы, другие филиповцы.

21. Бороды и усов не стригут, а верховище на голове стригут, оставляя виски.

22. В понедельник не едят скоромного. Есть скором в пост хотя один день величайший грех, неумолимый.

23. Женщины носят на себе широкоплечие сарафаны и сорочки или рубашки с длинными рукавами, показуя на себе одежду монашескую.

24. Молятся всегда с листовками или чётками. И молятся так, чтобы листовка была пройдена в каждый день. Когда пройдут листовку, тогда говорят: «листовку прочёл, довольно молиться».

25. Главные и необходимые добродетели: подать милостыню, не есть скоромного в понедельники, рыбы во все постные дни, носить на себе одежду, упоминаемую в 23 статье, ходить с листовкой, в запасе держать свечи и ладан; в праздничные дни свечи зажигать перед иконою и кадить оные ладаном. Мне случалось исповедывать в болезнях придерживающихся раскола. Когда начали о церкви и Таинствах говорить, они отвечали: «да ведь и я живу не худо и не просто — подаю милостыню, Богу молюсь с листовкой каждый день, каждый день раскаиваюсь перед небом Господу Богу, имею свечи и ладан в запасе; свечи зажигаю перед иконами, которые окаживаю ладаном.»

26. Табаку сильно не любят, если узнают, что в чашке их был табак, то чашку разбивают.