Александр Петропавловский. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 34. Повенецкого уезда, села Муромки Янгозерского погоста священника Ястребова / Петропавловского. 1855 год.
Содержание
- Пословицы и поговорки
- Приметы
- Загадки
- Занятия
- Народное веселье
- Денежные расчёты
- Янгозерский приход
- Гимольский приход
- Природа
- Несколько замечаний о раскольниках
Пословицы и поговорки
Крепка тюрьма, да не всяк в неё лезет.
Мал золотник, да дорог.
Велика Федора, да дура.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Кинь кус на лес, пойдёшь и найдёшь.
Чего не несёшь, того и не спрольёшь.
Знайко поскакивай да побегивай, а незнайко на печке полёживай да ноги протягивай.
Каков поп, таков и приход.
Каковы сами, таковы и сани.
Пройдёт век, так не поможет и хлеб.
По деньгам и молебен.
С осени кисель да блины, а весной сиди да гляди.
Какова баба, такова и слава.
Потише маши, не выбей души.
Возьмешь — так найдешь, продашь — потеряешь.
Куда ни кинь, везде один клин.
Хвост отстал, так нос пристал, и наоборот.
Посади свинью за стол, так она и ноги на стол.
Пьяному море по колено.
Пьяница проспится, дурак — никогда.
За битого двух небитых дают. Или: за ученого двух неученых дают.
Ученье свет, а неученье тьма.
Пить, так пить, а не пить, так и не заводить.
Тише едешь — дальше будешь.
Ялова корова с обуха доит: хоть век бы не доила, лишь бы по двору ходила.
Пить — платить, и не пить — платить. Лучше попить— веселее платить.
Один глаз да зорòк, не надо тво̀их сорок.
Молодец-бывалец: два раза бывал в гумне, третий в ригаче.
Жена — не мать, не бить ее стàть.
Клади лень на ремень.
С упрямым пива не сваришь.
Заупрямку в лямку.
На упрямых воду возят.
Сам раз прикинь, а один отрежь.
Безмен не попова душа.
Город — урод: иногда дорого, иногда дешево.
На грех не много надо.
Грамота за плечами не мешает.
Жопа не бутылка — не лопнет.
И с голоду брюхо не лопнёт.
Конный пешему не товарищ.
Сытый голодному не верит.
Аз буки, дай муки, или коробка муки.
Ижица Фита, вици к гузну привита.
Дивья жить Богородице, когда сын Христос.
Бог не убог, милость его — не скудость. За Богом молитва, а зà Царем служба не пропадет.
Грех клал на орех, орех перекусил, да и грех в сторону.
На жопе не овёс и сеять.
Этот квас объехал всех нас: доберется до того, кто делал его.
Шуба нà шубе — нет тепла.
Не плюйся в колодец, придётся напиться.
В большие сапоги взойдут семеры онучи (портянки или обверки), да сена полкучи.
Дитя не плачет, и мать не разумеет.
Не стригут, так не бляй.
Не во всяку петлю суйся.
На то кузнец и клещи кует, чтобы руки не горели.
Хлеб-соль — дело заемное.
Скупого денежка любит.
Дружба дружбой, а служба службой.
Стой у дороги, а дороги спрашивай.
Дома стоишь, так в людях сидишь.
В ногах правды нет.
Человек не скотина, а деньги — не мякина.
Дорого, да мило; дёшево, да гнило.
Скоро да н ездорово.
Дёшево, да не стоит, не лешево.
Не всякому слуху верь.
Захотел ты от собаки колюбаки, а от пса щей.
Без ума голова шалыга.
Нечем хвастать, коли не попало настать.
Девка не кошка — не бросишь в окошко, а будет пора, так выскочит сама.
Бык да телица на одно ли́цо.
Что рядишь, то и òбрядишь.
Без ужина спать — собачья стать.
Курица не птица, а баба — не человек.
Не надо идти в люди, а все дома на блюди.
Чугунный котел — корельско сердце.
Ворон у ворона глаза не выклюнет.
Живи посмирнее, будет прибыльнее.
У житья да у завода держат гостей для навоза.
Один с Москвы, другой с Вологды; оба голодны.
Вору всяко платье в пору.
Непростого роду, пьём и воду.
Одна овца бела, друга сера, а дух один.
Мёртвый с могилы не воротится.
Матерня молитва изо дна моря поднимает.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Соль да вода — солдатска еда.
В головы кулак, а жопа лежит и так.
Солнышко на ели, а мы всё ещё не ели.
Из-по воли и дуга гнётся.
Горбатого могила исправит.
Безумному богатство не поможет.
К обедни не поспеть, а походки — не спортить.
Сладкой мёд, да не всякой пьет, горько вино, да не откинешь его.
Не жалимый, а дело исправит.
Крал, да силу клал.
Не трожь, не твой грош.
Бей-колоти от одного до десяти.
Пошло дело на лад, и сам делу не рад, лишь головушку гладь.
Учи дитя, пока поперег лавочки лежит: коли вдоль ляжет, так не научишь.
Рот до ушей, хоть телёнка пришей.
Глаза как ложки, а не видят ни крошки.
Погоди не роди, дай по бабушку сходить.
Медвежья пляска, не гораздо баска.
Все люди без шапок, один чёрт в колпаке.
Не родила, а нарядила.
Не всякой рожàт (рождает), а всякой наряжает.
Пойдём вместе, найдем двести, разделим по сту. –
Богу молись, да спать ложись.
Пиши гроши на стену.
Не дрочи, не твоя дочи.
Бей жену до детей, а детей до гостей.
Губы да нос целой зимной воз.
Не бей в чужие ворота плетью, чтобы не ударили в окошко.
Лошадь ездока слышит.
Спи да лежи, царь денежки пришлет, а буде не пришлет, так и нас не сыщет, а буде и сыщéт, так и жопу нахлыщет.
Из деревни в город барыню везут, а из города в деревню урода везут.
Запрос в карман не лезет.
Окрутили бурка крутыя горки.
От вороньего рта ни зимы ни лета.
Где люди, тут и вера; где рожь, тут и мера.
Наша горница с Богом неспорница, на улице тепло — и нам не холодно.
Которой Бог обмочит, тот и высушит.
Товар прилюбится, и ум отступится.
На чужой роток не накинешь платок.
Мужик сер, да ум у него не чёрт съел.
На гнилой товар слепой купец.
Конь на четырёх ногах, и тот вспоткнется.
На белой мост, да хорошой гость.
Не всяко лыко в строку.
Не в бровь, а прямо в глаз.
Ни кола, ни двора, ни мила живота.
Не красиво, да скажешь спасибо.
От поклона голова не сломится.
Прежде Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
Не посмотря во Святцы, бух в колокол.
Глухому попу два раза к обедни не звонят.
С горки на горку дай барин на водку.
Не столько свету, что в окошке.
Один глаз на полку, а другой на воронец.
Слепому всё копейки.
Заставишь слепого Богу молиться, так лоб расколет.
Без Бога не до порога.
Ночуй сват! Вот тебе шапка и рукавицы и лошадь поворочена.
Хлебной век дольше.
С миру по нитке, а голому — рубашка.
В мир с носом, а с миру с возом.
Долгу век долок.
Долг платежём красен.
Закинешь ко бобами, не будет ли за вами.
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Спасибо тому дому, теперь пойдем к иному.
Бог простит, летом комар крестит.
В лесе беси посмеются.
После едешь, застанешь.
Запасливый лучше богатого.
Судья суди, да за пазуху гляди.
Добра жена дом стережёт, а худая рукавом разнесёт.
Не вороти, когда руки не хороши.
Собаке собачья и честь.
Труслив как заяц, пакостлив, как кошка.
Пулей, да воздрей (слиней) на 15 рублей.
Не бьет, не мучит, а жить научит.
Старость — не радость, недобры дни.
Лучше голодай, да добрым семенем засевай.
Корова — не гостья, солома на сарае.
Били, да не на худо учили.
Стоя пиво пьют.
Как Мамай воевал.
Много чести — не по шерсти.
Кутька собачка, не лай на меня: с города приеду, калачь привезу.
Дела не делай, а от дела не бегай.
Богатой — как хочет, а бедной — как может.
Чёрного кобеля не вымоешь до бела.
Близ царя, близ смерти.
Кошке мяском худо торговать.
Не свищи, а дома поищи.
Поест да набок, от того казак гладок.
После хлеба, после соли и козак поспит, а наше дело боярско.
Будь смел, бит будешь.
Не всегда коту маслянница, иногда и сырной день.
Холодного не заставляй печи топить, а голодного — каши варить.
Одна голова не бедна, а бедна — так одна.
Помни корова лето.
Соседа потерять и родни не видать.
Не пеняй на зеркало, коли рожа крива.
Птица в море, яйцо в жопе.
Жди кум мягких рож на овине.
Впряжено, готово, лишь хомут не одет.
Удача так ребята скачут, а неудача, так бородаты плачут.
Не бьешь быка двулетна, так бей третьяка.
Плетью обуха не пересечёшь.
В мери (в мире) не одни двери.
Не во время гость хуже татарина.
Нежданый гость лучше жданого.
Не будь гостю припасён, а будь гостя рад.
Напосуле как на стуле: посидишь, да поглядишь.
Ешь, чтоб живот был свеж.
Соловья басни не кормят.
Подерешься, так одного боишься, а не дерёшься, так семерых не боишься.
Честь пива дороже.
Живёт модест, а умереть не смеет.
Сам с ноготь, а борода с локоть.
Битая посуда два века стоит.
Собака собаку ела, лишь шерсть летела.
Коврижки — на горшки покрышки.
В первый день и пастух не трубит.
Выпустишь слово с воробушку, а вылетит с воронушку.
Не все ли равно, хоть сосна, хоть бревно.
Думаешь в Киеве добро, ажно всё одно.
С каждой деревни есть дорога в Киев.
На всяко чиханье не наздравствоваться.
Брюхом живота не вынесешь.
Быль молодцу не укора.
Беда денежку родит.
Рад бы соколом, да жопа кошелем.
Видно золото в грязи.
Ворона с места — сокол на место.
Тепло, тепло, да не лето.
Застала зима в летнем платье.
Всяк пьёт, да не всяк крякнет.
Всякому свое счастье.
Люди как люди, а ты как мыслете.
Хлеба край — и под елью рай.
Гость гости, да не пакости.
Гость не много гостит, да много видит.
Хош так ешь, а не хошь, как хошь.
Хороша дочь Аннушка, когда хвалят мать да бабушка.
Для друга семь вёрст — не околица.
Дожил до маку, что ни хлеба, ни табаку.
Дома да в людях до нови будет.
Дураков ни сеют, ни орют, а сами родятся.
Девушка гуляй, да дела не забывай.
На нет — суда нет.
Жаль кулаков, да бить дураков.
Заварил кашу — не жалей и масла.
Дорого яичко о Христова дни, сыр да масло о Петрова дни.
Весь в долгу, как червь в шелку.
Остальнàя копейка ребром пошла.
От порожка королю в ножки.
В чужой монастырь со своим уставом не суйся.
От искры бывает и пожар.
Паршивая овца всё стадо портит.
Пить противно как нищему гривна.
Денег ни гроша, лишь бы слава хороша.
Денежок на миле, завсегда руки в кармане.
Хлеба что
в брюхе, а платья, что на себе.
Большая дорога без проезжающего не живёт.
Счет чаще, дружба дольше.
Пойдёшь за большим — и малого не видишь.
Смотришь в книгу, а видишь фигу.
Попал, так пропал.
Выменил серна на волка.
На хмель денежка копится.
Стелет мягко, да жёстко спать.
У начальника два слова — и оба правы.
С попами свято, с господами честно.
Пошёл дым коромыслом.
Пошла битка в кон.
Не чванься овсянник — не быть калачом.
Не велико дело репник.
Не надо ли овсянничка вместо пряничка.
Ранняя птичка носок чистит, а поздняя крылышка расправляет.
Что мне за честь, когда нечего есть.
Дерево руби по себе.
Глазами бы ел, да брюхо полно.
Своя рука — владыка.
Силён чёрт в болоте, да воли ему нет.
Слушай ухом, а не брюхом.
Дураку закон не писан.
Старому жениться — и ночь коротка.
Стужа да нужа — нет тебя хуже.
Указы огненны, а люди пламенны.
Хочется и колется.
Колуб-жолуб, пади на дно, будет ладно.
Поели, так запели.
С одного козла двух шкур не дерут.
С сыном бранись, за печку держись; с зятем бранись, за скобку держись.
Сытых гостей полдела угощать.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Елось бы да пилось, а работка на ум не шла.
Та не беда, коя на деньги пошла.
Из твоих бы уст да Богу в уши.
Тит! Тит, Тит, по ремешку бздит, титова жена по веревочке, титовы ребятки по ниточке.
Тяп ляп и клетка.
Карпа большие уши.
Ребола Корела три годы горела — не выгорела.
У кого что болит, тот о том и говорит.
У старца в келье, с чем Бог прислал.
Антошка — кривая ножка.
Иван болван, молоко сболтал.
По имени Иван, а без имени болван.
Федька Турич гонял куриц около колодца в задни воротца.
Мастер Нестер кривы пальцы.
Николай-чикулай, поди домой не гуляй, твоя баба пустодом, сечёт дрова топором.
Ведут как Варвару на расправу.
Мишка медведь.
Василий козел.
Ум добро, а два лучше того.
Утро мудро, мудренее вечера.
Хлеб в пути сам себя везёт.
Полы груди, то — наши люди.
Холодно, да не овадно.
Хоть вылей, хоть выпей.
Кто в деле, тот и в ответе.
Хлебнул шилом пáтоки.
Щеголь собака, что год — то рубаха, а поркам и смены нет.
Ешь больше, а говори меньше.
Это нести в пору и доброму вору.
Ясли не к овце ходят, а овца к яслям.
Как сыр в масле катается.
Никита глинные копыта.
Лежа гужи рвёт.
Готово, а у самого и конь не валялся.
Не стоит гостья обниманья.
Опушка дороже шубы.
Долга маня, соловецки дровни.
Рыжой красной, человек опасной.
Раз сердивался, два сердивался, третий вéйчо (ножик) в бок.
Гусь не трусь, воробей не робей.
Собака лает, а ветер веет.
К осени не живи богато.
Кто чем промышляет, тот тем и согрешает.
В тихом озерке больше чертей.
Ленивому по костям.
Блины старому по зубам.
Кишка (брюхо) сыта, а жопа не бита.
От того и рвётся, что туго набито,
а не крепко зашито.
Муж взялся за рюмку, а жена — за стакан.
Что русскому здорово, то немцу смерть.
На бумаге всё пиши, она терпит.
Пáдок (охотник), как муха до смётаны, или до мёду.
Запасай дежонку на чёрный день.
Я ти разобью зубы и губы и сделаю рот балахоном.
Семейный котёл гуще кипит.
Повадился кувшин по воду ходить, так придётся иногда голову сломить.
На огонь живота не наполнишь.
Не удивишь всему свету.
Когда назвался грибом, так полезай в кузов.
Оборотя ножки взад по дорожки.
Просить неделю, отставать год.
Просить год, отставать век.
Чья байна, того и веники.
Работка грязна, да денежка бела.
Старый конь борозды не портит.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Овес сей хоть в воду, да в пору.
Хоть грязь топчи, а овёс мечи.
Овёс и вскозь лапоть проростёт.
Репу и горох не сей подле дорог.
Отольются волку овечьи слезы.
Земля любит навоз, а лошадь овёс.
Худое сено — половина корма.
Мни лён доле, волокна будут доле.
Сей рожь в долу, да в пору.
О Фролова дни посеешь, фролки и вырастут.
Сам дьяк, а жена попадья.
Если на Егорьев день мороз, то и под кустом овёс.
После Ильина дни вечером не видать и белой кобылы за оградой.
Коли не год, так и семенам не род.
Держись сохи плотнее, так будет прибыльнее.
Мужик не проказник, работает и в праздник.
Семь раз едал, а не обедывал.
Разрылся как у тёщи в гостях.
Увяз, как муха в меду.
Алёша два гроша, шейка-копейка, алтын голова, по три денежки нога.
Парень-жарень, дать тебе камень; девка корелка дать тебе репка.
Кореляки-байбаки.
Широки ворота, да запрешь; узок рот, да не заткнёшь.
Наша невеста всё трескает, мёд — и тот жрёт.
Ешь пироги, хлеб вперёд береги.
Не ступи слепой в кашу, а слепой уж ногами трясет.
Дай Бог товарища лучше себя.
Парень хорош бы, да руки не чисты, или рыло мокро.
У бабы волос долог, да ум короток.
Кал не сало, высох и отстало.
Кишка сыта, так оба конца играют.
Бьется, как вор на ярманке.
Губы как трубы.
Напишешь перòм, а не вытешешь топором.
Товар лицом придать.
Много товару, смолы да вару.
Что видишь, то и купишь.
Голова до грядки, а ум как у блядки.
Вертишь хвостом, как сýка.
На ложку не войдёт, а в рот как шьёт.
Горело ясно — все погасло.
Растворяла квашёночку на донышке, на донышке на уторинке.
У Бога не долго, а у нас как раз.
Я не брезгунька, ем и калитки.
Добра мельница всё мелет.
Молодецко горло, как рядное бердо.
В чаю Крамшат (Кронштадт) виден.
У нас в Москве всё на конях: у кого коней нет, тот и пешо.
Сном дорожки не коротать.
Долго спишь, так долг наспишь; рано вставашь, так хлебы съедашь.
Не оставляй того до завтра, что можешь сделать сегодня.
Заушко, да на солнышко.
Девкой дольше, так бабой короче.
Стара жена больше помнит.
Не гребень голову гладит, а время.
В чем в байну, в том и на свадьбу.
У кого хлеба много, тот держи свиней.
У кого денег много: тот
заводи часы да корабли.
Невеста без места — жених без ума.
Шей дочи шей, да ушей не пришей.
Рукавчики узки, шили швецы русски.
По нитки и клубок найдётся.
Беда беду родит.
Беда ходит не по лесу, а по людям.
Терпи казак — атаман будешь.
Не дай Бог ожидать да догонять.
Стряпуха с пальцев сыта.
Как свинья носом вёрает.
Пьян да умен, два угодья в нём.
По латыне два алтына, а по-руски — шесть копеек.
До Бога дáлёко, да неба — высоко.
Привяжется как грешник.
Оповадишься, так и в аду хорошо.
Сокол — вороньи крылья.
Живучись всего навидишься.
Не знаешь навеку, что случится, и горшок с горшком столкнётся.
С ним надобно говорить как с чёртом, заднее слово помнить.
На кнуте не далёко уедешь.
Пропоёшься, с чем то поужинаешь.
Гол как сокол.
Выскочил дрозд на мороз.
Подпор сена не ест.
Ушёл как налит, а пришёл как выпит.
Нажил-прожил — нет ничего; и не нажил не прожил — нет ничего.
Жить, как у Христа в пазухе.
Не дай Бог из крестьянина боярина, из холопа попа.
Страшно нищего накормить, а не больше богатого съест, или не печь хлебов съест.
Мне не воз и надо, а одна телега.
Где сору больше, тут и денег больше.
Кудры не мудры, да вши хорошѝ.
Голова гладка, как у выблядка.
Хлеб на столе, Бог на стене, а вица под порогом.
Подошёл с голым гузном под Святы.
Редьку есть с Господами, а спать со свиньями.
Редька да хрен да книга Ефрем.
Пόстна еда любит высидку, а скоромна еда любит вылежку.
Вот как наши руками машут.
Писарь-чернильная душа.
Разловайдался как кореляк.
Толкуй Макар с пьяной бабой.
Как мышь мохнат.
Хрыпит как брюхата баба, как семерых несёт.
Мот рязанский.
У нас не по-вашему едят блины с кашей, а у вас с редькой, и то редко.
Дай-ко репки — зубы редки.
Как чёрт ладану боится.
Рвётся как собака.
Кидается как бешена собака.
Трётся как рыба о лёд.
Гнётся как дуга.
На грошь не много берёшь.
Чужими руками жар загребать.
Чужая работа не по сердцу.
Хоть у кошки котя, да тако же дитя.
Брат тот мой, да ум у него свой.
Вольному воля, спасенному — рай.
Умну жену бьют, и безумну бьют. Умну бьют, чтоб с ума не сходила, а безумну бьют — на ум наставляют.
Два раза лето не живёт.
Навяжется шаль, так и покинуть жаль.
На тёщи не женись, а за свекра замуж не ходи.
В городе царство, в деревне — рай.
В людях Онанья, а до дома не найдёшь.
В руках было, да меж пальцы сплыло.
Не придет талану, так не пришьёшь к сарафану.
Где любовь, там и Бог.
Голодный волк и траву ест.
Платье лежит, а брюхо дрожит.
Москва слезам не верит.
Голос как в тереме, а душа как в венике.
Деньги да товар — наживная беда.
Десятая вода на киселе.
Направил ножки по дорожке.
Жаль мне-ка братца, да не так, как себя.
За добрым мужем, как за городом.
При хýде худо, а без хýда хуже того.
Из спасиба не шубя и шить. Или: спасибо не греет.
Каков Сава, такова и слава.
Ласково дитятко две матки сосёт, а волчице и одной не видать.
Курична гребёт, себе всё на хребёт.
Красива кура перьём, а славна жена мужем.
Кто на море не езжал, тот от желанья Богу не молился.
После обеда ложки просты.
Встал рано, да обуваньем натянул.
Кто украл, тому один грех. У кого потерялось — тому семь грехов.
Не мила мужу не здорова жена, а брату — не богата сестра.
На брань слово копится.
На худой пень да поткнешься.
Худ пень, да дровни ломит.
Ясной день как смоливый пень.
На Машку бывает промашка.
Кто едет, тот и погоняет.
Не грамотен, а памятен.
Говорят: баба на бабу, друг на друга, а век всяк на себя.
Скоро собака щенят рожает, да всё слепых.
В тихой губке больше рыбки.
Пестунья не в своём платье.
В тихой губе и рыба икру мечет.
Пей пиво умненько, опять позовут.
Поп не венчает, так карман венчает.
К завтрему оставляй хлебы, а не дело.
Хлеб да соль, ем да свой, ты подальше стой.
Ананьина лошадь не подвода, а Маланьина изба — не бесёда.
Нечего и дома много.
Встань муж-лежень, купи жене сорочку.
Русской с радости пьёт и с печали пьёт.
Эту коврижку брось хоть в стену, к стене не прильнёт, а стену колет.
Кривому языку дал Бог и говόри.
Худо мышке с кошкой драться.
Он за копейку повеснёт.
По силы и ноша.
По Сеньки и шапка.
Так наелся, что и пушкой не пробьёт.
Шила в мешке не утаишь.
Руки как крюки.
Не жми рук, не мой друг; руки не тесто, не сожмутся вместе.
Тяжелее того нет: старый долг платить, Богу молиться и родителей кормить.
Первой блин да и тот комом.
Всякого жита по лопаты.
Во очи и царя бранят.
Худое я́гня на по Петровадни позябло.
Кто с бородой, тот за водой. Кто без бороды, тот не пей нашей воды.
Митька шапки не осудит.
Где ни была, да алтын добыла, завтра звали — два давали.
Ты думаешь, что столько у нас денег, что медных, еще есть и серебра.
Семь рублей не шутка, да баранья шубка.
Зять любит водки, а свинья чесанье.
Ведают чудотворцы, что от нас не богомольцы.
Свинья любит овес, а судья принос.
Сулиха — сули, а ждёха — жди.
Надолго собаке мясо.
Кидаешься как угорела кошка.
Угорела барыня в нетопленой горнице.
Не люб подворник, так хозяин прочь.
Не векова байна хоромина.
Шьем да кроим, обрезочки таѝм.
Дай в долг, а порукой волк.
Ждал, ждал, да и жданки съел.
На чужого Бога пальцем не указывай.
За эту бородку давали две новгородки, в третьих ладожанку, в четвёртых вологожанку.
К обеду полено, к паужине палка, к ужину калужина.
Горько, да еще быстолько.
Божий дар попал в худой жар.
Была добра невеста, а стала лиха свекровь.
Протянулась как свекровина смерть.
Посла послал, да кот посла отстал.
Богатой спит — рука на окошке, а щека на заложке.
Бедный спит — двери полы и тело голо.
Не тужи о ржи, было бы муки, а хлеба будет.
Не тужи о ржи, лишь только мешок держи.
Не порядня в квашне бучить, а в бучу хлеб печь.
Куй железо доколе горячо.
Спит не спит, а будить не смить.
Обманул, как пить дал.
По времени и память.
Даём руками, а ищем ногами.
У каждого жениха 40 невест, у каждой невесты 40 женихов.
Станешь ворожить, как нечего на зуб положить.
Хоть на хвойки, да на своей вольки.
Не ел не мог, поел — ни с места.
По одёжки растягивай и ножки.
Что взятò, то свято.
Нашей ягоде тридцать два года.
Щеголь суконны уши.
Счёт маланьин.
Мечется как мороз по дереву.
Послал повязья, да и ноги угрязли.
Поминай как звали.
На волка слава, а россомаха овец давит.
Невод без рыбки идёт, а без дырки не идёт.
Баба да корова, всегда добра здорова; конь да мужик — вековой горятник.
Кроме мухомору, всё ешь без разбору.
Покорно прошу к нашему грошу со своим пятаком.
Запутался как курица в отрепах.
Дел, как у пудожского старосты.
Руки не от себя, а к себе гнут.
Чудеса в решате, дыр много, а вылезть некуда.
У всякого плута свой расчет.
В худую погоду добрый крестьянин и собаки со двора не выпустит.
Кто где родился, тому тут и Иерусалим.
Нашему козырю всё в масть.
Знают Фому в рогозинном ряду.
Хоть в заде, да в том же стаде.
Там хорошо, где нас нету.
Видать сокола по полёту.
Всяк молодец на свой образец.
Печка гладит, дорожка сушит.
С голого что со святого.
Хоть плачь, да в скачь.
Семейный котёл гуще кипит.
По приходу поп, по боярине — говядина.
Одна головня на сошке гаснет, две и в поле дымятся.
Приметы
Кошка с костылем — гости будут.
Свеча при снимании загаснет — нечаянный гость будет.
Курицы слушают пред свадьбою — они же зевают пред покойником.
Брови чешутся — хвалят или хулят.
Глаза чешутся — смотреть на ветренных.
Конец языка чешется — разговаривать с ветренными людьми (т. е. пришедшими с ветра, с пути).
Конец носа чешется — пред покойником.
Лицо чешется — придётся стыдиться.
Ладонь правая чешется — деньги получать. Левая — отдавать.
Правая подошва чешется — будет милая дорога. Левая подошва — неприятная дорога.
Сорока щекочет — пред гостями.
Собаки воют — перед несчастьем или волков слышат.
Курица поёт не перед добром. Петух поёт не вовремя — тоже не перед добром или перед вестями.
Сова или филин гуркает близ жилища перед несчастьем или перед пожаром.
Вороны гаркают перед дурной погодой.
Овцы блеют часто перед дождём.
Кошка спит в тепле — предвещает холод.
Первая встреча вышедшему из дома собака — благополучная, а кошка — несчастливая.
Два или три и более ножиков держать на столе во время еды грешно.
Если во время еды у какого либо едящого случится два кусочка закусанных, то у того человека из родных кто-либо голодный.
Если икнётся или кашлянётся во время еды, то кто-либо спешится к столу.
Если правую ногу прежде обуешь, то во весь день будеш благополучен и счастлив. Если левую, то случится какое-либо несчастие.
Если соль рассыплется на столе, то между семейными произойдёт какая-либо ссора.
Если на себя плюнешь, то будешь обстыжен.
Если веником метут зятя по ногам, то тёща не будет его любить.
Жених и невеста во время свадьбы подымают полы платья от земли и от полу на пол-аршина для того, чтобы не пристала порча.
Жениха и невесту при свадьбе обворачивают по солнцу, чтобы дела их в жизни текли так благополучно, как солнце совершает своё течение.
Чешется чело — придется кланяться.
Уши чешутся перед вестями и перед холодом.
Если звонит в ушах, то кто-либо вспоминает.
Полà или подòл загнётся в одежде — перед вицей или перед добычей.
Уголья в жаратке шают — перед гостями.
Позабытый в печке камень, или хлеб, или пирог предвещает гостя.
Дым, в обыкновенную погоду бьющий вниз, предвещает тепло, а идущий вверх — холод.
Где горлица вьет свои гнезда, те места и домы счастливы.
Если стряпуха в воскресенье оденется в хорошее платье до обеда и до отдыха, то угодит Спасителю. Если после обеда и отдыха, то дьяволу.
На Святки девицы оставляют ложки с водой на ночь. Если ложка обвернётся ночью сама собой и вода выльется, то девица, положившая её, выйдет в тот год замуж. Если не обвернется, то не выйдет.
Если во время чищенья рыба хлопает [хвостом и плавниками], то будет ещё хороший лов рыбы.
Девицы на святки льют олово. По вылившимся вещам угадывают о будущей жизни. Например, если выльется подобие венца, то предвещается свадьба и т. п.
Если уголь в лочине тянется, то будет тепло. Если огонь горит тихо, то будет тихая погода. Если трещит, то куревы и вьюги будут.
Если голова сильно чешется, то ветры будут.
На столе в солонку не мочут куском хлеба для того, чтобы не предать Господа.
Ложек лишних не полагают на стол, чтобы меньше хлеба прошло.
Если скатерть положится на стол левой стороной, то неаппетитно поестся.
Если какое-либо платье наденешь налево, то будет прибыль или убыль.
В понедельник ничего не дают, чтобы меньше было расхода во всю неделю.
В день отправки в путь или на какой-либо промысел ничего не дают и не продают, чтобы полезнее был промысел.
Если кто после ужина чихнёт, то в доме том на другой день будет прибыль или убыль жителей.
Мука или сахар упадёт в чашку — перед прибылью.
Если кто чихнет перед думой другого человека, то утреннее чиханье по пути, т. е. дума сбудется, а вечернее — не сбудется.
В игре рукавицу бросают. Если рукавица упадёт пальцем вверх, то показывает правду. Если затылком, то ложь.
На пути многие стараются пройти по правую руку встречного, чтобы быть счастливым и удачным в пути.
Цельного хлеба против ночи не начинают потому, чтобы не много елось.
Ребятам не велят веников сдымать выше головы, чтобы не быть малыми.
Если на столе соли нет, то стол кривой.
Девицы денежной водой моются для того, чтобы слава о их красоте звенела как деньги.
Если лебеди рано прилетят, то весна будет холодная.
Блюдо из-под киселя очищают лучше для того, чтобы лучше овёс рос.
В который год лесу много валится, в тот год много повалится и людей.
Если белка ест сосну, то раньше очистится шерсть её. Если ель, то позже.
Белки бегают по крышам — перед войной.
Оводы большие весной — перед урожаем ржи.
В который год рябины много, в тот осень будет мокрая.
Если около Покрова Богородицы или около Воздвижения большие дожди, то осень будет хорошая и ясная.
Во время лова рыбы в Янгозерском озере — если дует восточный ветер, то лов хороший. (Озеро Янгозеро лежит при самой церкви, в длину от севера к югу 20 вёрст, в ширину от 2 до 5 вёрст, глубина, на восточном берегу до 20 сажень, а на западном до 3 сажен. Здесь с 10 до 20 числа октября ловится неводами ряпушка в мизенец величины, которая, выставая из глуби на песок, трётся и выпущает икру).
В Чирнозерском озере — в которой год ловится мелкая ряпушка, в тот год хороший лов. (Озеро Чирнозеро от церкви в 6 верстах, от востока к западу длиной более 10 вёрст, шириной около 2 вёрст, глубокое — в иных местах более 10 сажен).
Если на реке Суне весной вода мала, то верхним жителям по реке лов рыбы бывает хороший, а нижним — плохой. Если вода большая, то всем хороший. Это потому, что при маловодье верхние жители запирают реку и рыба никак не может проходить. При многоводье же рыба проходит по реке выше ловушок и по пожням, которые расположены по обе стороны реки. (Суна река протекает по Гимольскому приходу и по двум деревням Янгозерского; от янгозерской церкви в 25 верстах).
В тот день не начинают сеять, в который было Благовещенье. Доколе репа не убрана, дотоле не чистят ее ножиком кругом для того, чтобы заяц не ел репы.
Когда рыбу ловят, в то время не продают и не показывают её для того, чтобы не изгладили, и чтобы рыба лучше ловилась.
Родильница ходит в баню закрытая с ухватом или со сковородником в руках, чтобы оберечься от очес призора.
Если солнце по вечеру сядет в облако, то завтра день будет дождливый. Если не сядет в креж, то ветреный.
Репу начинают рвать на новый месяц.
В первый раз весной сколько увидят журавлей, столько у того человека, который видел их, будет мешков репы.
Весной во время первого грома катаются через голову, чтобы не болела шея.
При новом месяце и при ущербе луны всегда ожидают перемены погоды.
Если в воскресенье в̀едро, то и во всю неделю будет ведро.
Если деньги из рук упадут, то поход слышат.
Девицы в каждый праздник моются на берегу холодной водою для того, чтобы больше брали их в игр̀у.
Весной град, так не всякой рад. Осенью град, то и всякой рад.
Вешний град предвещает две недели холода, а осенний — две недели теплà.
Если баран осенью рожден на дворе и ни сколько не ходил на пастбище, то зимой не может быть припущен к овце для плода.
Если к колдунам пойдешь, то не надобно на дороге плюнуть.
Если летом появятся летучие мураши (муравьи), то время сеять рожь.
Когда кукушка кукует, в то время не должно выходить в лес с ночи голодным брюхом, чтобы кукушка не закукковала.
Если на святки много инея на деревьях, то будет урожай ржи.
Если зимой бывают сильные стужи и морозы, то летом ожидают сильного зноя.
Если у коня задница выше переда, то он будет через огороды скакать.
Вшей много перед деньгами.
Ус чешется перед гостинцами.
У кого на ногтях есть белые пятна, у того будет какая-либо обновка.
Огонь горя на лучине трещит — к ветрам.
Кто не перекрестясь ест и пьёт, тот ест с дьяволом.
Вылив ух̀у из котла, сряду же наливают в котёл воды для того, чтобы рыба лучше ловилась. –
Неумытыми руками грешно есть и пить.
На стол шапки не полагают, чтоб не было долгу.
Если в Георгиев день нет дождя, то не будут в тот год волнухи.
Если щи мясные или уха рыбная кипят клубом, то будут в тот день гости.
Курицы порхают перед ненастной погодой.
Курицы повевают хвостом — перед снесом.
Если цыплёнок снесёт в первый раз яйцо (перед) в Христов день, то предвещает скорую смерть или себе или хозяину.
Кошка в окно смотрит — ожидает гостей.
Гагары если кричат громко и скоро, то предвещают ведро. Если тихо и протяжно, то дождь.
Если гагары летят с воды на гору, то будет дождь. Если с горы в воду, то ведро.
Если в понедельник гости, то и во всю неделю гости.
Если вымя у коровы перед теленьем мало, то она принесёт тёлку. Если велико, то бычка.
Кошки царапают костями по стене или по чему-либо другому — перед ветром и снегом.
Собаки воют — волков слышат.
Если во время жатвы мыши едят хлеб в копнах сверху, то высокая будет цена на хлеб. Если в середине, то средняя. Если снизу, то хлеб будет недорог.
Если беременная женщина ест рыбьи головы, то ребята будут пулеваты и слиповаты.
Беременные женщины едят овсяную муку для того, чтобы ребята были белы.
Если у маленьких ребят сильно потекут слины и пули, то должно их вытереть задней трестой в сарафане.
Беременной женщине не велят очищать котлов, чтобы ребята не были черноголовы.
Руль скрипит — пòвитерь будет.
Маленькие ребята плачут и кривляются — перед гостями.
Беременная женщина не полагает курицы высаживать цыплят, чтоб цыплята не перемерли.
Яйца под курицу для вывода циплят полагают осенью по созрении конопли, чтоб цыплята были хороши.
Когда утица несёт яйца, в то время не полагают яиц под курицу для того, чтоб курицы не были подобны утице, которая мало несёт яиц.
Девицы в воскресный и праздничный дни никогда не прядут и считают это за великий грех. Шить, сходить на бесёду, поиграть, попеть песен и т. п. по мнению их позволительно. Мужчинам — косить и жать грешно, а сено прятать, боронить, поля засмотреть и т. п. позволительно.
Впрочем, праздник от праздника различают.
Так, в Благовещенье и в Христов день ничего не работают, не ходят на беседу и не поют песен. В Троицын день, в Вознесенье, Николь день, Иванов день, Петров день, Ильин день, Рождество Христово, и Богоявление хотя ничего не работают, но ходят на беседу и поют песни.
Когда прошибает ус на щеке у молодых, в то время молодцы бывают нездоровы. Чтобы поправились, девицы пугают их внезапным поцелуем.
Если за обедом уронит кто ложку, тот обед потеряет.
Во время еды с места на место не переходят, чтобы не есть более обыкновенного.
Ходя не едят, иначе едà такая с нечистой силой.
Если ребята ездят на палках, то скоро будут гости, которым надобно и подвода.
В который день уезжают за промыслами куда-либо в другие селения или города, в тот день не метут избы и ничего не убирают.
Если на сем свете убьешь лягушку, то на том дают есть лягуший рыбник.
Если худо изображаешь крестное знамение, то на будущем свете дотянут локоть до плечь.
Сколько раз осенью снег падет и тает, столько же раз и весной будет падать и таять.
Если осенний снег хрупит, то растает.
На севере зимой навозу не возят для того, чтобы травы не росло.
Когда хлеб в печи, в то время не велят стоять у печки спиной, чтобы не вырос горб.
В полнолуние навозу не возят.
P. S. Чего жена не любит, того мужу век не видать. Дальше кладешь, так ближе возьмёшь.
Загадки
С лесу идёт, а в лес не идёт. (Борона).
Курушка с хохлом, всякому поклон. (Рукомойник).
Утром на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх. (Младенцы на четырёх ногах, возрастные на двух, старые на трёх).
Марья да Дарья видятся, а не обоймутся. (Пол и потолок).
Бело как снег, черно как жук, зелено как мак, поёт как дьяк, вертится как бес, повернется да и в лес. (Сорока).
Что стоит подле земли? (Иже).
Четыре стучихи, четыре еремихи, два богомола, один вихляй. (4 ноги у коровы, 4 титки, 2 рога и хвост).
и (Вышла турица из-под каменя горича (крыса из-под печи), спрашивала у турбы (петуха), дома ли ваша косырия (кошка). Наша косырия на каменной полате (на печке) почевы держит (спит), хочет на вашу землю побывати. Увы, увы мати, куда мне детей девати, разве в землю закопати).
Чего нельзя об угол поставить? (Дороги).
Чего нельзя в ящик запереть? (Солнца).
Днём трубкой, ночью облачком. (Постель).
За морем рубят, а сюда щепки летят. (Письма).
Ходит весь век, а не человек. (Часы).
Пан пановичь, пал в колодец, сам не потонул и воды не помутил. (Лист).
Денег 5 денег, грош 5 копеек, денежка стара, много ли стало? (10 копеек).
Маленькой горбатенький по полю бежит, всё поле дрожит. (Серп).
Чего нельзя на колышек поставить? (Яйца).
Чего нельзя через крышу перекинуть. (Пера).
Дал мужик сто рублей, велел купить 100 скотин, коров купить по 10 рублей, быков купить по 5 рублей, маленьких телят по полтине. Спрашивается: сколько каких скотин купить надо? (Одну корову, девять быков и девяносто телят).
Дал мужик три рубля, велел купить три коровы. По чему каждая корова пришла? (По дороге).
Заря заряница, заря красная девица, круг церкви ходила, ключи обронила, месяц видел, солнце скрало. (Роса).
Полно подполье белых лебедей. (Зубы во рту).
Пять, пять овечек зород объедали, друго пять овечек от зорода отбегали. ‑ (Пять пальцев у пряхи).
Обулся не так, оделся не так, поехал не так, опружился в ухаб, что не выехать никак. (Мертвец).
Во поле стожок золотой вершок, около фигурки серебрянныя, маковка позолоченая. (Церковь).
Мал малечок, замостил мостечòк, без кола, без жерди, без топора. (Лёд).
Маленька малютка всю смерть покрасит. (Игла).
Без рук без ног Богу молится? (Рукомойник).
Чтò в углу медвежья лапа? (Помяло).
В баенки на полочку, два яблочка в уголочку? (Глаза во лбу).
Кругло, гладко, в середке сладко, на эту сласть надо добра снасть? (Орех).
Шерсти клочок, соломы пучок, приздынь ноги — щолчòк? (Хомут).
Хам идёт по лавке, в хамовой рубашке, отвори окошко, хам за окошко. (Дым).
Что мокрòй телёнок межу огородкой? (Язык меж зубами).
На море на Мурманском, на Онеге на Ладожском, помутилася вода с песком, поборолся Илья с Петром. (Язык во рту).
Взкозь конь и корову свинья лён волочит. (Игла).
5. Занятия
Занятие главное землепашество. Впрочем, по недостатку и бесплодности земли оно так мало, что самый лучший крестьянин вырабатывает себе хлеба только на три четверти года. А потому рыбная ловля составляет большое занятие каждого домохозяина во весь почти год — особенно осенью, тем более, что все места и селения окружены озёрами, наполненными всякой рыбой. Рыбу ловят неводами, сетками, мережами, мердами, лудой. Самый лучший лов начинается в сентябре и продолжается до декабря. Рыбу сбывают в города Санкт-Петербург, Олонец и Петрозаводск. Торговля рыбой производится следующим образом. Один зажиточный крестьянин, имеющий капитал, задав весной крестьянам муку, кожу и сетную пряжу, осенью сбирает за долг рыбу и отправляет на место продажи. После рыбы лов птиц, белок, оленей и других зверей составляет тоже немаловажное занятие. Птицу и белок начинают ловить с сентября месяца и до половины октября. Белок стреляют винтовками или однопулими ружьями при помощи лаянья собак. Цена белке 4 и 5 копеек серебром. Птицу стреляют, а большей частию ловят в сило. Сбывают птицу и белок таким же образом, как и рыбу. Птицу везут в Санкт-Петербург, а белку в Шунгскую ярмарку. Оленей стреляют зимой, а большей частью весной по нáсту, в то время, когда снег, человека идущого на лыжах, здымает, а оленя не несёт. Для ловли оленей собирается мужиков от 5 до 7 и более. Они берут с собой топоры, ножики, лыжи, ружья, рогатины, корешку, огниво, шалку (мешок) с хлебом, собак и отправляются верст за 10 и 20 от селения на целую неделю. Найдя следы оленей, по крепкому настоватому снегу на лыжах идут по следам их. Догнав с помощью собак, в саженях 30, тихонько останавливаются так, чтобы олени не слышали шороху. Наметя разом из 2 и 3 ружей стреляют в стадо и таким образом убивают разом от одного до трёх оленей. Но, если олени услышат шорох и шум или даже маленькую неосторожность охотников, то стремительно вскакивают и начинают бежать. Охотники не теряя минуты времени бегут на лыжах по следам их и гонят версты две, три и более. Олени, измучившись и досадивши себе ноги о крепкий снег, останавливаются и отдыхают. В сие то время ловкие из охотников, нагнавши их и не подходя сажен 30, стреляют и убивают. Оленей едят сами и редко продают друг другу. Весь олень стоит от 28 до 38 руб/серебром. Шкура 1 р/сер, мясо 40 копеек серебром пуд. Олень бывает от 4 до 6 пудов. Шкура служит вместо постели.
Кроме оленей добывают еще лисиц, куниц, заяцов, выдров, россомах и медведей. Лисиц и зайцов ловят зимой в кляпцы. Выдру и россомаху осенью ищет, гоняет и убивает собака. Цена на лисицу от 2 руб/серебром до 3, на заяца 4 копейки серебром, выдру 6 руб/сер, куницу 3 руб/сер, россомаху 2 руб/сер. Медведя ловят следующим образом: осенью, около Георгиева дня, т. е. в ноябре месяце, ходят с собакой по лесу и ищут мест, или берлог, куда ложатся медведи на зиму. Собаки, найдя сии места, начинают лаять. Охотники тотчас удерживают их и окружают берлогу следами своими в той мысли, что медведь, слыша вокруг запах человеческий, не смеет выйти из берлоги. Окружив таким образом берлогу, оставляют ее до зимы. Зимой, в то время, когда уже снега упадёт много (чтобы медведь не мог бежать), отправляются с ружьями и рогатинами к вышеупомянутому месту. Здесь два охотника становятся с ружьями почти перед самим устьем берлоги (устье, или вход в берлогу), а третий наверх с рогатиной, которой прокалывает верх берлоги и самого медведя. Больно тронутый рогатиной медведь тотчас вскакивает и выходит в устье — в намерении убежать. В это-то время ружейники в один залп стреляют прямо ему в голову, а рогатник всаживает рогатину в затылок, и таким образом убивают. Шкуру продают от 6 до 10 рублей серебром, мясо бросают.
В описываемой мной окрестности половина есть таких крестьян, которые не занимаются хлебопашеством в лесах, а занимаются подымкой руды из озёр на Олонецкие горные заводы. Подымка сия производится с 15 Мая по 15 Июля следующим образом: два человека отправляются на бревенном плоту (плот в 10 брёвен шириной, 4 сажени длиной) на озеро, где мужчина железным ковшом, прикреплённым на деревянном шесту длиной по глубине озера, подымает руду со дна озера и полагает в железное решато, посредством которого женщина вымывает её от ила и грязи и кладёт на плот. Таким образом два человека в течении суток на своём содержании подымают от 1 до 2 ящиков, в каждый руды помещается около 80 пудов, цена которого от 2 рублей 50 копеек и до 3 рублей ассигнациями. Следующие два человека заработают в день до 5 рублей ассигнациями в день. А потому крестьяне сии, теряя доход из нивы, в течение двух месяцов 33 руб зарабатывают оный подымкою руды и тем содержат своё семейство. Впрочем, крестьяне эти беднее других, потому что: а) теряя дорогое время на озере не засевают нив и не получают того дохода и хлеба, какой получают хлебопашцы; б) провожая время на озере имеют большое упущение и в домашнем землепашестве. Именно — весной торопятся заорать и посеять поля скорее, следовательно, как попало; в мае, уходя на озёра, не могут запирать и чистить пожен, где скот трёт траву. В июле не начинают косить своевременно, трава теряет свою силу и количество. Таким образом, у них и хлеба меньше, и корма для скота меньше; меньше и удобрения для земли. Весной недостаток во всём. От недостатка близка и бедность, которая между ними увеличивается еще от следующей причины: все селения от торговых мест удалены и сообщения, особенно летом — невозможны. Подрядчики рудяных здымок, люди достаточные, заготовляя зимой хлеб и всё нужное к продовольствию, летом раздают работникам и поставляют, как говорится, в три дорога. Например, муку в настоящее время ставят 23 руб тогда, как в Петрозаводске 14 руб ассигнациями и т. п.
Зимой с декабря по март месяц занимаются вывозкой руды на казённые заводы и вывозкой брёвен на купеческие заводы. Перевозка руды бывает из многих рудников, средняя цена с пуда провезти до Петрозаводска 45 копеек ассигнциями, а каждая лошадь везет 35 пудов, следовательно, мужик и лошадь на своём содержании в течении 8 суток заработает 15 рублей 75 копеек ассигнациями. А в течение зимы лошадь сходит четыре раза, следовательно, заработает около 20 рублей серебром. В котором семействе более народа и лучше лошади, те занимаются бревенной вывозкой потому, что тут надобно два человека на одну лошадь. Один человек рубит брёвна, а другой на лошади возит. Средняя цена вывезти бревно в 71/2 вершков за 5-6 вёрст — стоит 1.20 рублей ассигнациями, каковых лошадь в течении суток вывезет три, следовательно, два мужика и лошадь на своем содержании в сутки заработают 3.60 рублей ассигнациями, а в месяц около 30 рублей серебром.
6. Народное веселье
Первое и важное веселье сельских жителей составляют праздники. Они обыкновенно празднуются в честь святых. В упоминаемой окрестности следующие праздники, начиная со дня Пасхи — праздника праздников: Георгиев день, Николы день, Вознесение, Святая Троица, Иван день, Петров день, Ильин день, Спасов день или Маккавеев день, Спасов день 2 или Преображение Господне, Успеньев день, Флоров день, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Пятницы Параскевы, Рождество Христово, Богоявление и Сретение. В канун праздника жители окрестных деревень, особенно родные и ближние, по своей охоте сбираются на праздник. Вечером того дня по приходе и отдыхе беседуют и разговаривают с родными о бытье-житье. Хорошему житью радуются и хвалят, худому сострадают и плачут. В сие то время, взойдя в избу, приятно смотреть на крестьянина домовитого и счастливаго: тут у всех видишь весёлость на глазах, румянец на щеке, проворные и живые разговоры, скорую поступь и обращение. Один хвастает покупками, другой подарками, третий урожаем, иной хорошими детьми и т. д. Напротив, умилительно и грустно смотреть на старушку, пришедшую в гости в синем сарафане, левая рука коей под щекою, а правой отирает слезы. В избе всё пусто и печально, жители полумёртвые едва, едва ворочают язык и передвигают ноги с оханьем и слезами. Тут невольно сознаешься и скажешь, что родная дочь её или вдова, или нища или нещастна, внучата её сиры и без куска хлеба. На другой день в самый праздник первым долгом считают сходить в церковь или часовню, помолиться Богу и поставить свечу. После богослужения обед, за которым мужички выпьют и водки. Нетерпеливые, не ожидая богослужения, сходив в церковь и поставив свечу, напиваются до обеда по пословице «кто праздника рад, тот и до обеда пьян». После обеда молодёжь — девицы и холостяки — в приятную погоду сбираются на нарочитое место, называемое игрище, и начинают петь и плясать. Песни поют по-русски, искажённо, ничего не понимая. Пляшут по песням и гармонии. Прочих музыкальных орудий нет. Играют кругами, шином и шестёркою. Все эти игры сопровождаются с особою церемонией. Именно — выбранный из среды их бойкой детина выходит на середину игрища (девицы стоят особо, молодцы особо), произнося имя и отечество девице просит её поиграть. Именуемая девица выходит на середу, кланяется молодцу и подаёт свою руку в его руку. После сего девица в свою череду приглашает любого ей молодца и т. д., до тех пор, пока все девицы и молодцы не сплетутся в один круг. Лишние из девиц остаются вне круга, как говорят, пучеглазить. Здесь заметить надо, что молодец приглашает играть девицу такую, которая ему по сердцу, равным образом и девица. Собравшись в круг, выходят по очереди из оного по две пары и начинают под звук гармонии и песен плясать. Игра эта называется шином. Прочие оставшиеся в кругу разговаривают тихонько из ушка в ушко о любимых им предметах, особенно о замужестве, так что между ними, можно сказать, происходит первое сватовство. Посему-то всякой молодец и девица до замужества бывают знакомы года два-три и более, и знакомы коротко, как бы они друг от друга далеко ни жили. Во время сего знакомства молодец и девица разознают по сторонам о житье и бытье друг друга, и если что узнают дурное и неблагопристойное, то, не смотря на то, что были знакомы два года, общенародно при сем собрании оставляют друг друга и не хотят более играть. Тогда стоящие в стороне, особенно шалуны, видя разъединение любимых лиц, во всё горло кричат лобан — я думаю, от слова лоб, то есть мужчина или девица как будто забретый, покинутый, оставленный один — в стыду. После шина снова по очереди выходят по три пары и начинают плясать шестёркой. По окончании сей игры из круга или связня расходятся по своим местам, благодаря друг друга за игру. Спустя минут 10 снова начинают сбираться кругом и продолжают целый день, ночь и утро другого дня. Вечером на другой день расходятся по своим деревням с великой грустью и печалью, которую выражают таким образом: идя к празднику, на вопрос куда идут? отвечают: борзо и скоро «к’празднику, к’ празднику». Идя же от праздника, на вопрос откуда идутъ? отвечают тихо, протяжно и умильно: «ό… т…. пр… à… зд… н̀и… ка….» Старухи, пожилые женщины и не пьющие вина мужчины толпами стоят и сидят вокруг молодёжи и примечают невест и женихов. Миловидных, опрятных, учтивых похваляют; некрасивых, неопрятных и неуклюжих осуждают. Впрочем, при суждении берут во внимание весь крестьянский быт — домовитость и землепашество. Это веселье молодежи и картина юности!
Не без любопытства можно посмотреть и на пожилых и старых — тоже веселящихся своей радостью. Они разбросались по всем углам деревни: в одном месте полупьяный мужичок, схватившись друг с другом при благоприятной погоде, идёт, шатаясь, по улице, и, положа руку под щёку, поёт свою протяжную, унылую русскую песню с таким сочувствием, что едва-едва не плачет. Пройдя немного тихими шагами, ложится на приятный лужок, обнимает своего товарища, целует, приветствует его, жалится на своё состояние и как бы просит сострадать, или лучше оба просят сострадать друг другу. Это люди большей частью бедные и угнетённые каким нибудь несчастием. В другом месте сидит грубая, пьяная толпа мужиков: ведро вина и закуска — их удовольствие. Место для них — или сарай, или лес. Здесь, завалившись, как свиньи, в праздник и на другой день никуда не ходят, ничего не едят и не пьют: только вино, песни, хвастовство и сквернословие в высшей степени их забава. Это люди зажиточные, скряги, живущие большей частью в лесу. Над ними-то и сбывается пословица: мужик год не пьет, два не пьет, а чёрт прорвёт, так все пропьёт. В ином месте толпа мужичков полупьяных с плясками и шумом. Идя к ним, услышишь только неудовольствия, ссору, драку —вот их весёлость. Это люди резвые, бойкие, большей частью бывалые в людях. Наконец, редко, редко увидишь степенного мужичка со своей женой скромно умничающего, переходящого из дома в дом или для чайной чашки, или для пирогов и киселя. По приходе в дом он садится на стул или лавку, распахивает свой армяк, показывает свою красную рубашку и первый разговор его — кого, где и как видел у праздника. Вот вся и всех весёлость у праздника!
Кроме праздников, молодёжь в каждой деревне в воскресенье собирается в одно место: здесь поют песни, играют шином, столбом, мячком и вертятся. Зимой почти в каждый вечер ходят на бесёду в одну избу, а большей частью в ригачу, где поют песни и пляшут. Пожилые мужчины играют в рюхи, мячиком и в карты — дураки. Женщины посещают ближних и знакомых. Дети играют в рюхи, в лодышки, мячком, шаром на одной и на двух ножках, веником или городом, Имушкой, щильцом, в деньги бросая их в ямку, волкушком, оленем приговаривая: «Батюшка олень, спусти меня на день; не надолго — накоротко, с утра до вечера; вот тебе хомут и дуга, я больше век не слуга». В щепки, или коровушки, косят, жнут, делают из глины пироги и тому подобное. При начале игры читают: «Колмина, Ёлмина, Сильна, Славна. На Поповой полосы были чашки солонки, медок сласток, Родион поди вон.» При споре кидают рукавицу. Если рукавица, брошенная на имя подозрительного или виноватого, падает пальцом, то оправдывает его. А если падет затылком, то осуждает. Причём предварительно говорят: «Рукавица, рукавица! скажи Божью правду».
Примерный расчет жизненных средств
Примерный расчет жизненных средств крестьянина с женой и двумя детьми (одно мужского и другое женского пола), имеющего лошадь, 3 коровы и 4 овцы.
Маленка весит 1 пуд 3 фунта.
Приход |
|||
---|---|---|---|
Количество | Рублей | Копеек | |
Из двух маленок вымалачивает ржи | 30 маленок | 25 | |
Из 8 жита или ячменя | 30 | 20 | |
Овса не сеют потому, что мало земли. | |||
В лес посевают 2 маленки | 40 маленок | 33 | |
Это производится так: на первую весну рубят лес большей частью березовый и осиновой, на другую весну жгут, орают и сеют. | |||
Масла продаёт полтора пуда | 1½ пуда | 5 | |
Птицы и белок продаёт на | 12 | ||
Рыбы продаёт | 12 | ||
Зимой завозит руды и брёвен | 20 | ||
Конопли и льна вырастит | 2 пуда | 4 | |
Корову продаст | 7 | 50 | |
Овцу продаст | 1 | 30 | |
Сделает три дровни | 3 дровни | 2 | |
Репы вырастит 100 кошелей | 100 кошелей | 10 | |
Репа первое кушанье: оно заменяет все овощи. В кошел входит около пуда и более. | |||
Иной год жеребёнка продаст | 5 | ||
Сена и соломы (тем, которые занимаются поднятием руды) | 3 | ||
За постоялое (зимой руду везут жители Петрозаводского уезда, летом дороги в Петрозаводск из других мест Карелии) | 2 | ||
Итого | 161 | 80 |
Расход |
|||
---|---|---|---|
Количество | Рублей | Копеек | |
Своего хлеба употребит | 100 маленок | 78 | |
Прикупит 25 маленков или 3 куля муки; полагая в круглый год 2½ маленка в неделю | 3 куля | 18 | |
Податей и повинностей государственных за две души по 16 рублей ассигнациями за душу | 9 | ||
Соли | 2 пуда | 1 | 80 |
Кожи (летом крестьяне большей частью ходят в лаптях, а потому мужик держит в год двое сапог, женщина сапоги и башмаки, ребята по сапогам) | 4 | ||
Одежды (холст работают сами; зимняя работа женщин поставляется ни во что, потому что им больше нечего и работать. А потому, если конопля и лён вырастёт на 4 рубля, то и израсходуют на | 4 | ||
Железа (подковка лошади 80 копеек серебром, две сохи исправить 50 к/сер, косы и косари 50 копеек, всего | 1 | 80 | |
Лодка делается на 10 годов в 5 р/сер, в годсмолы 35 фунтов и дегтю 5 фунтов | 1 пуд | 50 | |
Пшена и гороху пуд, масла постного 5 фунтов (50 коп/сер фунт) | 2 | ||
Вина, употребляя по праздникам | 2 | ||
Праздничное угощение годовое | 3 | ||
Дровен трое издержать | 2 | ||
Сани, прочую сбрую, например, хомут, узду, верёвки и пр. | 2 | ||
На стёкла | 30 | ||
На ложки и чашки | 50 | ||
Вёдра, бочки и ушаты и т. п. | 1 | ||
На горшки, кадушки и пр. | 40 | ||
Репы | 100 фунтов | 10 | |
На пряжу для ловушек, на порох и свинец | 3 | ||
На церковь и причт | 1 | ||
Масла и молока не покупают. Если от трёх коров в течение года наскопят 2 пуда 10 фунтов, полагая 30 фунтов от каждой, то полтора пуда продают, а 30 фунтов сами употребят. Молоко всё употребляют сами. | |||
На непредвидимые расходы | 1 | 20 | |
На щегольство | 8 | ||
На поправку дома, ригачи, бани, амбара и пр. | 6 | ||
На подводы и сельские сходы | 1 | ||
На репное семя, серу, иголки, плотку, кремень, пояс, крест и прочие мелочи | 80 | ||
Итого | 161 | 80 |
Свадьбу провести крестьянину стоит 10 руб/серебром: на 3 руб/сер вина, 2 руб/сер за венеци 5 руб/сер на подарки. Похороны 1 руб/сер. Крестины – 30 копеек серебром.
Многие из крестьян из года в год остаются должны. Из них большей частью те, которые более других употребляют денег на вино и на щегольство.
Смета на постройку пятистенной избы домовитого крестьянина, который имеет 1 лошадь, 3 коровы и выпахивает хлеба на три четверти года, со всеми постройками |
|||
---|---|---|---|
Количество | Рублей | Копеек | |
Брёвен на избу и горницу четырёхсаженных маховых надобно 80 концов | 80 концов | ||
На сени и чуланы трёхсаженных | 40 концов | ||
На двор и сарай трёхсаженных | 60 концов | ||
На хлевы и конюшни | 40 концов | ||
На непредвидимые предметы, печь, воронцы и др. | 20 концов | ||
Вырубка и вывозка с каждого бревна стоит | 3 | ||
Следовательно, за 240 бревен должно платить денег | 240 концов | 7 | 20 |
Означенное количество один мужик может вырубить в три недели с половиною, значит, он хлебов съест на | 3 | 50 | |
И один мужик на одной лошади может вывезти в 7 недель; значит, в течение сего времени лошадь и мужик хлебов съест на | 14 | ||
Итак, вырубка и вывозка брёвен с хлебами будет стоить (каждое бревно 10½ копеек серебром) | 240 брёвен | 24 | 70 |
Досок на полы, потолки и крышу потребуется: в избу на пол 25, на потолок 25, в сени 50, на сарай 25, на хлевы двойные доски 50. Для закрытия крыши на две стороны 100 досок. На непредвидимые предметы, двери и т. п. 10 досок. | |||
Всех досок нужно | 275 | ||
Каждую доску на хозяйских хлебах обтёсывают за 15 копеек ассигнациями, за 275 досок нужно денег | 11 | 80 | |
За хлебы за 137 дней или за 19½ недель, ибо один мужик в день обтёсывает 2 доски | 19 | 50 | |
За вывозку и хлебы лошади и мужику в течение 4½ недель | 15 | 10 | |
Итак, за тесанье и доставку досок нужно денег (каждая доска около 17 копеек серебром) | 46 | 40 | |
Доски всегда дороже брёвен потому, что их не пилят, а вытёсывают. Тесаные доски очень долго стоят. | |||
Подтёсков нужно | 100 | ||
Подтёсок вытёсывают за 2 копейки серебром, каковых мужик вытёсывает 5; следовательно, за тесанье и хлебы должно денег платить | 5 | ||
За вывозку | 1 | 50 | |
За рубку, за покрышку и сомшенье | 35 | ||
Три мужика сработают в 10 недель, следовательно, хлебов съедят на | 30 | ||
Отделка двух комнат. Именно 7 окон по 30 копеек с окна; две двери по 1 рублю серебром, стены выстлать по 1 рублю. Лавки, полки, место под печку 1.50 рубля | 5 | 60 | |
Обработает один мужик в 3½ недели, следовательно, хлебов ему нужно на | 3 | 50 | |
Рам и стёкол на | 2 | ||
Железа и гвоздей на | 2 | ||
Мху на | 3 | ||
Две печки | 10 | ||
На непредвидимые расходы мужикам (на водку и т. п.) | 5 | ||
Итак, построить дом со всеми принадлежностями с расчётом и на наличные деньги будет стоить | 173 | 70 | |
Ригача построить | 12 | ||
Амбар | 10 | ||
Баня | 6 | ||
Лесная избушка (её имеет всякий крестьянин) | 3 |
О прихожанах Янгозерской церкви
Приход |
|||
---|---|---|---|
В каких местах и какого звания прихожане | Число дворов | Число душ муж/жен | В каком расстоянии от церкви |
Государственные крестьяне в деревнях: | |||
Янгозерской Погостской | 15 | 47 / 50 | близ церкви |
Архипове Наволоке | 3 | 8 / 12 | в одной версте |
Бочкиной | 4 | 12 / 15 | |
Маниевой | 7 | 27 / 23 | |
Келлоевой | 9 | 30 / 34 | |
Кургилой | 4 | 14 / 14 | |
Чирнозере | 11 | 28 / 39 | в 7 верстах |
Кочозере | 2 | 8 / 5 | в 10 верстах |
Совдозере | 33 | 126 / 123 | в 10 верстах |
Порос-озере | 25 | 94 / 89 | в 40 верстах |
Кудамагубе | 13 | 46 / 48 | 65 вёрст |
Коштомуксе | 6 | 36 / 32 | 65 вёрст |
Итого | 193 | 476 / 484 |
О прихожанах Гимольской церкви
Приход |
|||
---|---|---|---|
В каких местах и какого звания прихожане | Число дворов | Число душ муж/жен | В каком расстоянии от церкви |
Государственные крестьяне в деревнях: | |||
Погоской | 64 / 58 | при церкви | |
Райк-Наволоке | 25 / 25 | в 6 верстах | |
Клюшиной-Горе | 48 / 72 | 12 вёрст | |
Свиной-Горе | 20 / 28 | 16 | |
Пужамагубе | 17 / 23 | 20 | |
Острове | 32 / 45 | 24 | |
Лубасалме | 47 / 46 | 26 | |
Соймогоре | 37 / 37 | 36 | |
Ушкале | 26 / 30 | 10 | |
Итого | 316 / 364 |
Сведения о Семчезерском приходе не забраны по дальности и по неудобности пути.
Природа
Почва здесь большей частью суглинок с песком. Очень мало таких мест, где бы заметен был чернозём. Такие места или небольшие наволоки, или высокие острова, и там с чернозёмом видна глина и супесок. А потому из растений большей частью сосна, ель, осина и часть березы. Заметны берёза, в других местах — ольха, ива, черёмуха и рябина.
Из цветов: зверобой, ромашка, мох белый и красный, звонуха, колокольчики, клоповник, метлица, торица, дудки, клевер или мякушечки, мышей горох, мокрица, пискуха, листы, соляники, лисий хвост, трёста, блинки, болаболки, попутник, крапиво.
Из кустарников: шиповник или терновник, ферес, голубовник, желомусь.
Из ягод: малина, черника, брусника, куманика, земляника, боронка или свиные ягоды, голубика, морошка, клюква, смородина красная и чёрная, кобыльи ягоды, черёмуха, костяника, рябина, кукушьи ягоды (калина).
Из грибов: грибы разных сортов: мяслянники, боровики, белые-болотние, мухоморы, волнухи, груз, малая часть рыжиков. Все эти грибы употребляют в пищу, кроме мухомора. Есть ещё много сортов грибов, которых не употребляют в пищу, а потому нет им названия, кроме как поганки.
По царству животному. Лошади, коровы, овцы, собаки, кошки (сих очень мало), а собак едва ли не больше, чем людей. Курицы (очень мало), это домашние животные.
Из зверей. Медведь чёрный, волк, лисица, куница, олень, выдра, россомаха, заяц, белка, норка, горносталь, крот, крыса, мышь, ёж.
Из птиц: водяные: утицы, гуси, лебеди, чайки, гагары, чирки. Живущие в воздухе: мошники и конпалы 12 копеек серебром, косачи и тетеры 10 коп/сер, рябчики и куропатки 5 коп/сер, вороны, сороки, ястребы, воробьи, галки, самцы, чижики, чечеты, жаворонки, горлицы или ласточки, филин, кулик, дятель, и множество маленьких птичек, которым названия не знаю.
Из рыб: лохи 4 копейки серебром фунт, белые сиги 6 копеек простые, 3 копейки щуки, налимы, лещи, язи, окуни по 2½ копейки, ряпушка, ерши, плотицы, корбицы, салаги, мугачи 1 копейка серебром.
Из ползающих: змеи, ящерицы или жижалюхи, лягушки. Из насекомых: жуки, мухи, комары, клопы, блохи, тараканы, оводы, осовы, мошки, медовицы, муравей, липки, божья коровушка, смолянник или стрекоза.
По царству ископаемому. Руда железная и чугунная, подымаемая из озёр. Горы и щельи — из них замечательнейшие камни: магнитный железный камень с колчеданом в 2 верстах от Янгозера.
Из минералов: тальк в 10 верстах от Семчезера. Лучистый камень в 15 верстах от Семчезера. Гранит с чёрным турмалином в 4 верстах от Гимол. Белый камень, не сильно боящийся огня, в 8 верстах от Янгозера, из него же делают жернова и точила.
Посевают рожь, ячмень или жито, овёс, однолетнюю рожь, часть пшеницы, лён и коноплю.
P. S. Ныне увидал я еще крошки, которые имею честь представить. Они пригодны для перенесения тяжести.
Несколько замечаний о раскольниках
Замечания сии представляю кратко и не в своём месте потому, что они уже собраны были прежде по требованию Духовного Начальства. Пространнее представлю в своем месте.
1. По мнении раскольников, сильно грешно во время еды и питья полагать ногу на ногу и облокачиваться.
2. Также грешно обмакивать в солонку кусок хлеба, ибо через то предаёшь Спасителя по Слову Писания: «омочивый руку в солило, той предает мя».
3. Идя на Исповедь, отвязывают пояс — знак, будто через то разрешаются от грехов.
4. На исповеди старики о грехе блудодеяния спрашивают так: не скакала ли в крапиво?
5. Крестное знамение изображают полное, т. е. полагают его на чело, плеча и чрево так крепко, чтобы было слышно. Кто не донесёт руки до надлежащого места, у того на будущем свете будут дотягивать локоть до определённого места.
6. На землю и на пол никогда не кланяются, а в скамеечки, на которых полагаются нашитые подушки. По неимению скамейки кланяются в лавку.
7. Кто убьет лягушку, тому на будущем свете подают есть лягуший рыбник или пирог.
8. При собаке в фатере не молятся Богу.
9. В Пасху во время произнесения слов «Христос воскресе» подымают обе руки скоро и говорят «Воистину воскресе». Поднятие рук основывают на следующей басне: по погребении Господа Пресвятая Богородица, прийдя домой во время Пасхи, начала скать сканцы (пресные пироги, первое кушанье жителей Повенецкого и Петрозаводского уездов) и жарить на сковороде рябчика. В это время кто-то пришёл и сказал: «Христос воскресе». Богородица, усумнясь в этом, сказала: «Буде рябчик, изжаренный мной, оживёт и полетит, то и я уверюсь в воскресении Господнем». Рябчик ожил и полетел. Пресвятая Богородица, уверившись в воскресении Господнем, воскликнула «Воистину воскресе». Раскольники, подражая рябчику, улетевшему на воздух и возвестившему Пресвятой Богородице воскресение Господа, подымают руки до головы скоро, как бы крылья, и говорят: «Воистину воскресе».
10. Перекрещённые при смерти перерождаются в новую жизнь и становятся как младенцы безгрешны. По сему перекрещивание заступает у них место Святого Причащения.
11. Младенцы, умершие без перекрещивания, находятся в будущем свете не в мỳке, а только во тьме.
12. В настоящее время даниловцы пронесли слух, который разнёсся по всей Карелии: будто в прошлом 1854 году наследник престола, Благоверный Государь Великий Князь, цесаревичь Александр Николаевич ездил на Кавказ — на Дон и спрашивал у казаков: «Ещё ли будете служить мне?» Донцы отвечали: «Да, Государь! Все равно, хоть тебе служи, хоть турке, ибо и ты гонишь нашу старую веру». Наследник сказал: служите, служите и будьте спокойны — ваша вера правая, и никто не тронет вас.
13. По нужде можно исповедаться и православному священнику, только так же, как дереву или камню.
14. Если руки моют и не говорят молитвы, то руки будут нечисты, хоть и вымыты.
15. Если кто из православных напьется в чашке раскольника, то чашка оскверняется и должна быть брошена.
16. В воскресенье первым делом в избе кадят образа и крест свой ладаном, а потому каждый имеет кадельницу. Строго так же наблюдают, чтобы никто не умер без накаждения ладаном. Так они говорят: надобно караулить, чтобы без ладану не умер. А когда кадят, то приговаривают: темьян (фимиамъ), да ладан.
17. Не отвергающие таинства причащения толкуют об нём так: по принятии таинства причащения не должно шесть недель плевать на пол, а в огонь; 6 недель не ходить в баню.
18. Поминовение по усопшим совершают следующим образом. Нанесут на кладбище пирогов, которые полагают на верхнюю часть могилы, а сами хвоиною пашут по могиле приговаривая: «Упокой Господи душу раба (Имярек.)»
19. Всякое дело, тем более важное, начинают, обворачиваясь по солнцу.
20. Данила и Филипп были праведные мужья. Живя между собой согласно раз поспорили: Данила говорит, надобно Бога молить за православного царя, а Филипп сказал не надобно. Не согласуясь в этом между собою, они разделились, а потому произошли одни даниловцы, другие филиповцы.
21. Бороды и усов не стригут, а верховище на голове стригут, оставляя виски.
22. В понедельник не едят скоромного. Есть скором в пост хотя один день величайший грех, неумолимый.
23. Женщины носят на себе широкоплечие сарафаны и сорочки или рубашки с длинными рукавами, показуя на себе одежду монашескую.
24. Молятся всегда с листовками или чётками. И молятся так, чтобы листовка была пройдена в каждый день. Когда пройдут листовку, тогда говорят: «листовку прочёл, довольно молиться».
25. Главные и необходимые добродетели: подать милостыню, не есть скоромного в понедельники, рыбы во все постные дни, носить на себе одежду, упоминаемую в 23 статье, ходить с листовкой, в запасе держать свечи и ладан; в праздничные дни свечи зажигать перед иконою и кадить оные ладаном. Мне случалось исповедывать в болезнях придерживающихся раскола. Когда начали о церкви и Таинствах говорить, они отвечали: «да ведь и я живу не худо и не просто — подаю милостыню, Богу молюсь с листовкой каждый день, каждый день раскаиваюсь перед небом Господу Богу, имею свечи и ладан в запасе; свечи зажигаю перед иконами, которые окаживаю ладаном.»
26. Табаку сильно не любят, если узнают, что в чашке их был табак, то чашку разбивают.