Освящение Даниловской старообрядческой церкви

Источник: «Олонецкие Губернские Ведомости» №21 за 1857 год (25.05.1857). Освящение Даниловской старообрядческой церкви и принятие её в ведение церкви.

Едва ли кто не знает в Олонецкой губернии, что такое леса повенецкие и устроенный в них на реке Выге знаменитый Поморский скит, слывущий в народе под именем Данилова монастыря; тот скит, который был постоянным рассадником безпоповщинского толка во многих краях нашего обширного государства. По сказаниям, это жилище отметавших священство, составлявшее главную часть так называемаго Выгорецкого общежительства, начало своё получило в 1695 году, и особенно обильно было пришельцами из разных концов России после пожара, постигшего его в 1785 году; именовалось оно Даниловым, в честь соорудителя своего Даниила Викулина. В стенах этого убежища, куда до 1835 года не было торной дороги и куда поклонники его пробирались Онежским озером или из города Повенца, в глуши лесной, узкими тропинками на пространстве 72 вёрст в старину было построено много молитвенных зданий и все они без алтарей и престолов, ибо служители их были простые, непосвящённые и нерукоположенные люди, отметавшие православное священство. И жертва бескровная никогда не возносилась к престолу Всевышнего в этих молитвенных зданиях.

Выговский скит был родоначальником, или, вернее сказать, матерью и учителем всех подобных общежительств, рассеявшихся по лицу земли. Даже известное по самостоятельности Преображенское кладбище в Москве, принявшее в апреле 1854 года Единоверческую Церковь, и то, несмотря на некоторую разность в толках, некогда заимствовало устав свой из Даниловской Киновии: так называли скит строители его, последователи мнимой старины, и оставили преемникам своим пресловутую историю своего общежительства и лжедогматику безпоповщины, заключающуюся преимущественно в книге «Сто поморских ответов» и других.

Но из всех молитвенниц благолепнее и едва ли не богаче по украшениям оставалась до настоящего времени Соборная часовня в Данилове на мужской половине. Она построена была в 1788 году из необыкновенно крепкого и толстого соснового леса, сохранившего ещё доселе свою прочность, кроме кровли, совершенно пришедшей в разрушение. Это место служило искони главным сборным пунктом и составляло доныне последний мощный оплот безпоповщины, ибо было единственное, которое из всех уцелело от руки всесокрушающего времени.

Хотя поморские последователи безпоповщины и отвергают Святую Церковь, но часовня их, по расположению своему, имеет живое подобие храма. Собственное изобретение строителей только одно, и заключается в отделении на юго-западе трапезы для допущения в неё мирян, как они называют всех, не состоящих в согласии с ними. Прочее всё — снимок с православных храмовых сооружений: в середине иконостаса райские врата, но они не отверзаются; над нижним рядом местных икон возвышается еще 6 ярусов: лики апостолов, лики пророков, лики царей, лики патриархов, изображения двунадесятых праздников и херувимов. Всё различие заключается в том, что этот иконостас придвинут к восточной стене часовни. Между утварью первые предметы: крест для осенения и напрестольное Евангелие с таким изображением, какие видим в церкви. Но нет алтаря и престола для приличного помещения того и другого, и потому крест висит на стене, а Евангелие, покрытое пеленой, лежит на аналое.

Эта-то соборная молитвенница выгорецких раскольников, во имя Богоявления Господня, освящена 9-го мая сего года, в день празднования Святителю Чудотворцу Николаю, Православным Духовенством по Христианскому чиноположению, и принята в ведение Святой Церкви. Событие великое и отрадное в истории церкви.

Теперь совершилось пламенное желание тех старожилов поморских скитов, которые оставили давно заблуждение безпоповщины и, присоединясь к Святой Церкви, не могли молиться древним иконам соборного храма, как некогда делали это предки их и даже сами они, еще чуждые единения со Святой Церковью и увлекаемые ревностью неразумия. Храм этот, отличный по благолепию, был недоступен и заграждён для них со дня присоединения к православию весьма немногими ревнителями мнимой старины, в распоряжении которых он находился до сего времени. Ныне же, с Высочайшего соизволения, соборную часовню в Данилове, по принятии от старожилов, предположено, ко всеобщей радости новообращенных, преобразовать в православную церковь, не изменяя, впрочем, внешней и, по возможности, внутренней формы строения, к чему и делаются надлежащие приготовления.

Предварительное же принятие часовни в ведение Епархиального Начальства и освящение её по обрядам церкви совершено было следующим порядком: по особенной важности события его превосходительство господин олонецкий гражданский губернатор Николай Павлович Волков, по соглашению с преосвященным Аркадием, архиепископом Олонецким и Петрозаводским, возложили все распоряжения по оному, первый на старшего чиновника особых поручений Смирнова, а второй на протоиерея Петрозаводского кафедральнаго Собора Рождественского, которые и прибыли в Данилов 6-го и 7-го мая, а 9-го устроили торжественное празднество, в котором приняли участие, кроме того, бывшие на месте капитан корпуса жандармов Следзевский, губернский стряпчий Богоявленский, архитектор Яровицкий и местное начальство, состоявшее из ис. д. исправника, заведующего округом, пристава 1-го стана, волостных и сельских начальников. Порядок торжества был следующий: протоиереем привезён был высочайший манифест о рождении его высочества, великого князя Сергея Александровича, а потому разосланы были повестки в окрестные селения для приглашения крестьян к слушанию с вечера всенощной и на утро литургии и благодарственного молебствия в православной приходской церкви. На зов собралось значительное количество людей из разных мест. 8-го числа, в 6 часов вечера, звон колоколов возвестил о начале божественной службы в православной церкви, куда и отправились все. Там при собрании должностных лиц протоиерей служил соборне с 4-мя священниками и соборным дьяконом всенощную; все в праздничных облачениях, привезённых из Петрозаводска и Повенца. Среди канона протоиерей обратился с приветствием к предстоящим людям и в кратких, простых словах изложив всю важность совершающегося в Данилове события и совпадения его с празднованием святому Николаю, просил заключить в свои объятия тех, которые еще чужды единения со святой церковью.

— Общий долг наш всех и каждого, — заметил он, — заключить в объятия братской любви уклоняющихся от церкви и святого общения через неё с нами, особенно же считающих Даниловский скит своим. Ежели всегда мы должны по заповеди Христовой творить добро им, как ненавидящим нас (Мат. 5, 44), то наипаче теперь надобно оказывать им опыты попечения о спасении их теперь, когда естественно прийти им в смятение и скорбь при виде конечного упразднения коренной в их понятии святыни. Усугубя к ним любовь свою о Господе, поищем их обращения к церкви. Есть узы родства по плоти, есть связи дружбы и приязни, есть дела взаимных обязательств по быту домашнему, промышленному, ремесленному, торговому. В одной любви, в союзе мира (Ефес. 4, 3), каждый своим путем сблизься с убегающим от крова и стада Христова, останови и приведи его к тому, от чего всуе убегает он. Брат, усовести брата, не ходящего на златую пажить Христову по гласу Церкви; сын, умоли отца, скитающегося в дебрях своечиния, узреть в свете учения Церкви, коль возлюбленна селения Господа сил (Пс. 81. 1.). Невестка, лаской и услужливостью привлеки неправославную свекровь свою к трапезе духовной, которую уготовала премудрость Божия. Жена верная, спаси мужа своеверного. Продающий, наставь покупающего, ежели он не сын Церкви. Пусть каждый, заботясь о себе, заботится и о присном своем, памятуя, что кому святая Церковь матерь, тому и Бог отец, кому же святая Церковь не матерь, тому и Бог не отец.

Слово это, от сердца сказанное, не могло не тронуть, — многие плакали от умиления. По окончании службы, в 11 часов вечера, небо покрылось серыми облаками, погода сделалась сырой, подул ветер и всю ночь шёл дождь; к утру же небо начало проясняться, а в 12 часов солнце показалось во всем блеске и день сделался в первый раз на севере прекрасен и тепел, как летом.

До часу по полудни длилась в православной церкви божественная литургия, царский благодарственный молебен с многолетием Государю Императору и всему августейшему дому. Чиновники всех ведомств, присутствовавшие при этом, были в полных праздничных формах. За литургией протоиереем сказано было еще слово, более приуготовительное к приближающемуся освящению часовни; затем, в сопровождении множества народа, со звоном колоколов, совершено было торжественное перенесение животворящего креста господня из православной цервки на половину выгорецких старожилов. Протоиерей, сопровождаемый и предшествуемый духовенством в полных облачениях, шёл медленными стопами, неся на главе своей честный крест, в преднесении хоругвей и икон святых. Шествие совершено было по всей улице Даниловского селения и окончилось в соборной часовне, куда поставлены были церковные образа и Евангелие. По приглашению явились в часовню и поклонники мнимой старины с их главным старшиной, из коих один Яков Богданов, бывший старостой при часовне, сам занимался освещением её и приготовлением к принятию святого креста и духовенства. Затеплились лампадки перед ликами святых, зажглись 39 свечей в большом и малом паникадилах; ярко запылали огни перед местными образами, отражаясь и играя в драгоценных камнях украшений иконостаса, и часовня в мгновение оделась в праздничное одеяние своё, готовая встретить предстоящее освящение с той же торжественностью, какой требовали важность и святость самого события. Как скоро поместились все на приготовленных местах, протоиерей обратился ко всем и просил вознести свои мольбы, дабы едиными усты и единым сердцем воспевати и славити Пречестное Имя Триипостаснаго Божества, ибо предначинается священнодействие, низводящее благодать наития Святого Духа во освящение дома для истинного славословия Бога, в Троице славимого.

— Молись, с нами, ты, старец, — сказал он, обратясь потом к старшинам скита, — который прежде воспрещал нам молиться с тобой, и осветит тебя Христос Свет истинный. Молись с нами и ты, старица, которая прежде омывала то место, куда приводилось стать кому-либо из нас. Простит тебе Господь твою неразумную ревность и укажет тебе истинный путь ко спасению.

Затем началось освящение воды и окропление всей часовни, по окончании которого совершён крестный ход вокруг молитвенного здания, с преднесением икон, распятия и Богоматери, стоявших прежде в часовне, и с пением 83 псалмов. При этом на четырёх сторонах около часовни сделано было осенение крестом с окроплением святой водой. По возвращении в часовню стены её огласились в первый раз от основания скита многолетием Государю Императору и всему августейшему дому. После сего с пением «Святися святися, новый Иерусалиме» крест и Евангелие с иконами возвратились в православную церковь.

По окончании Божественной службы и освящения часовни духовенство и прочие чиновники приглашены были на обед в квартиру чиновника особых поручений Смирнова, а все крестьяне, прибывшие в Данилов на этот праздник, угощены были водкой. Вечером 9-го мая духовенство соборне совершило во вновь освящённой часовне всенощную, при чём прочитано было местное Евангелие на праздник Симону Зелоту, печатанное при патриархе Иосифе, и при осенении употреблен был осьмиконечный крест, оба принадлежащие часовне. На следующий же день, то есть 10 числа, утром, отпеты были духовенством во вновь освящённом храме часы, также соборне.

С этого времени, впредь до образования церкви, в Даниловской часовне началось ежедневное отправление службы по уставу церковному иеромонахом Психием, который, по распоряжению Епархиальнаго начальства, помещён на жительстве в Даниловском селении.