Этнографические сведения о Янгозерском погосте

Александр Петропавловский. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 34. Повенецкого уезда, села Муромки Янгозерского погоста священника Ястребова / Петропавловского. 1855 год.

5. Занятия

Занятие главное землепашество. Впрочем, по недостатку и бесплодности земли оно так мало, что самый лучший крестьянин вырабатывает себе хлеба только на три четверти года. А потому рыбная ловля составляет большое занятие каждого домохозяина во весь почти год — особенно осенью, тем более, что все места и селения окружены озёрами, наполненными всякой рыбой. Рыбу ловят неводами, сетками, мережами, мердами, лудой. Самый лучший лов начинается в сентябре и продолжается до декабря. Рыбу сбывают в города Санкт-Петербург, Олонец и Петрозаводск. Торговля рыбой производится следующим образом. Один зажиточный крестьянин, имеющий капитал, задав весной крестьянам муку, кожу и сетную пряжу, осенью сбирает за долг рыбу и отправляет на место продажи. После рыбы лов птиц, белок, оленей и других зверей составляет тоже немаловажное занятие. Птицу и белок начинают ловить с сентября месяца и до половины октября. Белок стреляют винтовками или однопулими ружьями при помощи лаянья собак. Цена белке 4 и 5 копеек серебром. Птицу стреляют, а большей частию ловят в сило. Сбывают птицу и белок таким же образом, как и рыбу. Птицу везут в Санкт-Петербург, а белку в Шунгскую ярмарку. Оленей стреляют зимой, а большей частью весной по нáсту, в то время, когда снег, человека идущого на лыжах, здымает, а оленя не несёт. Для ловли оленей собирается мужиков от 5 до 7 и более. Они берут с собой топоры, ножики, лыжи, ружья, рогатины, корешку, огниво, шалку (мешок) с хлебом, собак и отправляются верст за 10 и 20 от селения на целую неделю. Найдя следы оленей, по крепкому настоватому снегу на лыжах идут по следам их. Догнав с помощью собак, в саженях 30, тихонько останавливаются так, чтобы олени не слышали шороху. Наметя разом из 2 и 3 ружей стреляют в стадо и таким образом убивают разом от одного до трёх оленей. Но, если олени услышат шорох и шум или даже маленькую неосторожность охотников, то стремительно вскакивают и начинают бежать. Охотники не теряя минуты времени бегут на лыжах по следам их и гонят версты две, три и более. Олени, измучившись и досадивши себе ноги о крепкий снег, останавливаются и отдыхают. В сие то время ловкие из охотников, нагнавши их и не подходя сажен 30, стреляют и убивают. Оленей едят сами и редко продают друг другу. Весь олень стоит от 28 до 38 руб/серебром. Шкура 1 р/сер, мясо 40 копеек серебром пуд. Олень бывает от 4 до 6 пудов. Шкура служит вместо постели.

Кроме оленей добывают еще лисиц, куниц, заяцов, выдров, россомах и медведей. Лисиц и зайцов ловят зимой в кляпцы. Выдру и россомаху осенью ищет, гоняет и убивает собака. Цена на лисицу от 2 руб/серебром до 3, на заяца 4 копейки серебром, выдру 6 руб/сер, куницу 3 руб/сер, россомаху 2 руб/сер. Медведя ловят следующим образом: осенью, около Георгиева дня, т. е. в ноябре месяце, ходят с собакой по лесу и ищут мест, или берлог, куда ложатся медведи на зиму. Собаки, найдя сии места, начинают лаять. Охотники тотчас удерживают их и окружают берлогу следами своими в той мысли, что медведь, слыша вокруг запах человеческий, не смеет выйти из берлоги. Окружив таким образом берлогу, оставляют ее до зимы. Зимой, в то время, когда уже снега упадёт много (чтобы медведь не мог бежать), отправляются с ружьями и рогатинами к вышеупомянутому месту. Здесь два охотника становятся с ружьями почти перед самим устьем берлоги (устье, или вход в берлогу), а третий наверх с рогатиной, которой прокалывает верх берлоги и самого медведя. Больно тронутый рогатиной медведь тотчас вскакивает и выходит в устье — в намерении убежать. В это-то время ружейники в один залп стреляют прямо ему в голову, а рогатник всаживает рогатину в затылок, и таким образом убивают. Шкуру продают от 6 до 10 рублей серебром, мясо бросают.

В описываемой мной окрестности половина есть таких крестьян, которые не занимаются хлебопашеством в лесах, а занимаются подымкой руды из озёр на Олонецкие горные заводы. Подымка сия производится с 15 Мая по 15 Июля следующим образом: два человека отправляются на бревенном плоту (плот в 10 брёвен шириной, 4 сажени длиной) на озеро, где мужчина железным ковшом, прикреплённым на деревянном шесту длиной по глубине озера, подымает руду со дна озера и полагает в железное решато, посредством которого женщина вымывает её от ила и грязи и кладёт на плот. Таким образом два человека в течении суток на своём содержании подымают от 1 до 2 ящиков, в каждый руды помещается около 80 пудов, цена которого от 2 рублей 50 копеек и до 3 рублей ассигнациями. Следующие два человека заработают в день до 5 рублей ассигнациями в день. А потому крестьяне сии, теряя доход из нивы, в течение двух месяцов 33 руб зарабатывают оный подымкою руды и тем содержат своё семейство. Впрочем, крестьяне эти беднее других, потому что: а) теряя дорогое время на озере не засевают нив и не получают того дохода и хлеба, какой получают хлебопашцы; б) провожая время на озере имеют большое упущение и в домашнем землепашестве. Именно — весной торопятся заорать и посеять поля скорее, следовательно, как попало; в мае, уходя на озёра, не могут запирать и чистить пожен, где скот трёт траву. В июле не начинают косить своевременно, трава теряет свою силу и количество. Таким образом, у них и хлеба меньше, и корма для скота меньше; меньше и удобрения для земли. Весной недостаток во всём. От недостатка близка и бедность, которая между ними увеличивается еще от следующей причины: все селения от торговых мест удалены и сообщения, особенно летом — невозможны. Подрядчики рудяных здымок, люди достаточные, заготовляя зимой хлеб и всё нужное к продовольствию, летом раздают работникам и поставляют, как говорится, в три дорога. Например, муку в настоящее время ставят 23 руб тогда, как в Петрозаводске 14 руб ассигнациями и т. п.

Зимой с декабря по март месяц занимаются вывозкой руды на казённые заводы и вывозкой брёвен на купеческие заводы. Перевозка руды бывает из многих рудников, средняя цена с пуда провезти до Петрозаводска 45 копеек ассигнциями, а каждая лошадь везет 35 пудов, следовательно, мужик и лошадь на своём содержании в течении 8 суток заработает 15 рублей 75 копеек ассигнациями. А в течение зимы лошадь сходит четыре раза, следовательно, заработает около 20 рублей серебром. В котором семействе более народа и лучше лошади, те занимаются бревенной вывозкой потому, что тут надобно два человека на одну лошадь. Один человек рубит брёвна, а другой на лошади возит. Средняя цена вывезти бревно в 71/2 вершков за 5-6 вёрст — стоит 1.20 рублей ассигнациями, каковых лошадь в течении суток вывезет три, следовательно, два мужика и лошадь на своем содержании в сутки заработают 3.60 рублей ассигнациями, а в месяц около 30 рублей серебром.

6. Народное веселье

Первое и важное веселье сельских жителей составляют праздники. Они обыкновенно празднуются в честь святых. В упоминаемой окрестности следующие праздники, начиная со дня Пасхи — праздника праздников: Георгиев день, Николы день, Вознесение, Святая Троица, Иван день, Петров день, Ильин день, Спасов день или Маккавеев день, Спасов день 2 или Преображение Господне, Успеньев день, Флоров день, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество Богородицы, Пятницы Параскевы, Рождество Христово, Богоявление и Сретение. В канун праздника жители окрестных деревень, особенно родные и ближние, по своей охоте сбираются на праздник. Вечером того дня по приходе и отдыхе беседуют и разговаривают с родными о бытье-житье. Хорошему житью радуются и хвалят, худому сострадают и плачут. В сие то время, взойдя в избу, приятно смотреть на крестьянина домовитого и счастливаго: тут у всех видишь весёлость на глазах, румянец на щеке, проворные и живые разговоры, скорую поступь и обращение. Один хвастает покупками, другой подарками, третий урожаем, иной хорошими детьми и т. д. Напротив, умилительно и грустно смотреть на старушку, пришедшую в гости в синем сарафане, левая рука коей под щекою, а правой отирает слезы. В избе всё пусто и печально, жители полумёртвые едва, едва ворочают язык и передвигают ноги с оханьем и слезами. Тут невольно сознаешься и скажешь, что родная дочь её или вдова, или нища или нещастна, внучата её сиры и без куска хлеба. На другой день в самый праздник первым долгом считают сходить в церковь или часовню, помолиться Богу и поставить свечу. После богослужения обед, за которым мужички выпьют и водки. Нетерпеливые, не ожидая богослужения, сходив в церковь и поставив свечу, напиваются до обеда по пословице «кто праздника рад, тот и до обеда пьян». После обеда молодёжь — девицы и холостяки — в приятную погоду сбираются на нарочитое место, называемое игрище, и начинают петь и плясать. Песни поют по-русски, искажённо, ничего не понимая. Пляшут по песням и гармонии. Прочих музыкальных орудий нет. Играют кругами, шином и шестёркою. Все эти игры сопровождаются с особою церемонией. Именно — выбранный из среды их бойкой детина выходит на середину игрища (девицы стоят особо, молодцы особо), произнося имя и отечество девице просит её поиграть. Именуемая девица выходит на середу, кланяется молодцу и подаёт свою руку в его руку. После сего девица в свою череду приглашает любого ей молодца и т. д., до тех пор, пока все девицы и молодцы не сплетутся в один круг. Лишние из девиц остаются вне круга, как говорят, пучеглазить. Здесь заметить надо, что молодец приглашает играть девицу такую, которая ему по сердцу, равным образом и девица. Собравшись в круг, выходят по очереди из оного по две пары и начинают под звук гармонии и песен плясать. Игра эта называется шином. Прочие оставшиеся в кругу разговаривают тихонько из ушка в ушко о любимых им предметах, особенно о замужестве, так что между ними, можно сказать, происходит первое сватовство. Посему-то всякой молодец и девица до замужества бывают знакомы года два-три и более, и знакомы коротко, как бы они друг от друга далеко ни жили. Во время сего знакомства молодец и девица разознают по сторонам о житье и бытье друг друга, и если что узнают дурное и неблагопристойное, то, не смотря на то, что были знакомы два года, общенародно при сем собрании оставляют друг друга и не хотят более играть. Тогда стоящие в стороне, особенно шалуны, видя разъединение любимых лиц, во всё горло кричат лобан — я думаю, от слова лоб, то есть мужчина или девица как будто забретый, покинутый, оставленный один — в стыду. После шина снова по очереди выходят по три пары и начинают плясать шестёркой. По окончании сей игры из круга или связня расходятся по своим местам, благодаря друг друга за игру. Спустя минут 10 снова начинают сбираться кругом и продолжают целый день, ночь и утро другого дня. Вечером на другой день расходятся по своим деревням с великой грустью и печалью, которую выражают таким образом: идя к празднику, на вопрос куда идут? отвечают: борзо и скоро «к’празднику, к’ празднику». Идя же от праздника, на вопрос откуда идутъ? отвечают тихо, протяжно и умильно: «ό… т…. пр… à… зд… н̀и… ка….» Старухи, пожилые женщины и не пьющие вина мужчины толпами стоят и сидят вокруг молодёжи и примечают невест и женихов. Миловидных, опрятных, учтивых похваляют; некрасивых, неопрятных и неуклюжих осуждают. Впрочем, при суждении берут во внимание весь крестьянский быт — домовитость и землепашество. Это веселье молодежи и картина юности!

Не без любопытства можно посмотреть и на пожилых и старых — тоже веселящихся своей радостью. Они разбросались по всем углам деревни: в одном месте полупьяный мужичок, схватившись друг с другом при благоприятной погоде, идёт, шатаясь, по улице, и, положа руку под щёку, поёт свою протяжную, унылую русскую песню с таким сочувствием, что едва-едва не плачет. Пройдя немного тихими шагами, ложится на приятный лужок, обнимает своего товарища, целует, приветствует его, жалится на своё состояние и как бы просит сострадать, или лучше оба просят сострадать друг другу. Это люди большей частью бедные и угнетённые каким нибудь несчастием. В другом месте сидит грубая, пьяная толпа мужиков: ведро вина и закуска — их удовольствие. Место для них — или сарай, или лес. Здесь, завалившись, как свиньи, в праздник и на другой день никуда не ходят, ничего не едят и не пьют: только вино, песни, хвастовство и сквернословие в высшей степени их забава. Это люди зажиточные, скряги, живущие большей частью в лесу. Над ними-то и сбывается пословица: мужик год не пьет, два не пьет, а чёрт прорвёт, так все пропьёт. В ином месте толпа мужичков полупьяных с плясками и шумом. Идя к ним, услышишь только неудовольствия, ссору, драку —вот их весёлость. Это люди резвые, бойкие, большей частью бывалые в людях. Наконец, редко, редко увидишь степенного мужичка со своей женой скромно умничающего, переходящого из дома в дом или для чайной чашки, или для пирогов и киселя. По приходе в дом он садится на стул или лавку, распахивает свой армяк, показывает свою красную рубашку и первый разговор его — кого, где и как видел у праздника. Вот вся и всех весёлость у праздника!

Кроме праздников, молодёжь в каждой деревне в воскресенье собирается в одно место: здесь поют песни, играют шином, столбом, мячком и вертятся. Зимой почти в каждый вечер ходят на бесёду в одну избу, а большей частью в ригачу, где поют песни и пляшут. Пожилые мужчины играют в рюхи, мячиком и в карты — дураки. Женщины посещают ближних и знакомых. Дети играют в рюхи, в лодышки, мячком, шаром на одной и на двух ножках, веником или городом, Имушкой, щильцом, в деньги бросая их в ямку, волкушком, оленем приговаривая: «Батюшка олень, спусти меня на день; не надолго — накоротко, с утра до вечера; вот тебе хомут и дуга, я больше век не слуга». В щепки, или коровушки, косят, жнут, делают из глины пироги и тому подобное. При начале игры читают: «Колмина, Ёлмина, Сильна, Славна. На Поповой полосы были чашки солонки, медок сласток, Родион поди вон.» При споре кидают рукавицу. Если рукавица, брошенная на имя подозрительного или виноватого, падает пальцом, то оправдывает его. А если падет затылком, то осуждает. Причём предварительно говорят: «Рукавица, рукавица! скажи Божью правду».