Этнографические описания, объемлющие местность Олонецкой губернии Пудожского уезда

Григорий Студитов. Источник: Архив Русского Географического Общества, фонд Олонецкой губернии, раздел 25, опись 1, № 27. 1854 год. Этнографические описания, объемлющие местность Олонецкой губернии Пудожского уезда Нигижемско-Гергиевскаго, Пречистенского и Гакугского погостов, заключающих в себе около 3000 душ жителей обоего пола, на двадцативёрстном расстоянии.

Этнографические местные описания, составленные Олонецкой губернии Пудожского уезда Нигижемско-Георгиевского погоста священником Григорием Студитовым 1854 года.

I. Наружность

Обыкновенный средний рост жителей описываемой местности 2 аршина, от 3х до 6ти вер.; 2 аршин с 7ю и 8 вер. Мужчин очень мало, а женщины такого роста служат предметом удивление по редкости оных.

Волосы более русые и светлорусые, совершенно черных, белых и рыжих очень мало.

Болезни, которым подвергаются: простудная горячка, зубная и глазная.

Жители всей описываемой местности в летнее время более занимаются хлебопашеством, а в особенности любят сеять лён в довольном количестве, удобряя для него землю самым лучшим образом, и по выросте стараются вымочить в реках и глубоких рвах по мере надобности, ибо надлежащий рост льна и опытность в мочении доставляют ему все качество и ценность.

Зимой жители местности большую часть времени препровождают в праздности, ибо не имеют никаких промыслов и рукоделий. И никуда не отлучаются для работ и прислуг, приносящих выгоды и продовольствие для жизни. В домашнем быту, в теплые дни возят из дворов и хлевов скотские пометы, утоптанные с соломенной подстилкой для удобрения земли, доставляют дрова и лучину из ближайших лесных дачь для отопления и освещения изб и ездят на покосы за сеном, которое во время сенокоса убирается под открытым небом в зароды и стоги.

Старый Пудож

Ныне следует сказать, чем занимаются мужчины в зимние долгие вечера? Старые и пожилые женатые люди вяжут только чулки и варежки для себя. Молодые люди с вечера до полуночи ходят из деревни в деревню с неприятным криком песен, посещая те дома, где собираются девицы для пряжи льна.

Из такой разгульной жизни видно, что жители описываемой местности ленивы к занятиям. Напротив, женщины и девицы во всё время года трудятся со всей заботливостью: в летнее время трудятся на полях, осенью и во время зимы первоначально очищают лён, потом прядут и ткут холст для себя и продажи, обращая вырученные за холст деньги для украшения себя лестными женскими одеждами.

Мужчины телосложения крепкого и привыкшие к холоду, а женщины от занятий более слабого телосложения, но, впрочем, по наружности не безобразны.

II. Язык

1. Хотя не все жители местности, но большая часть в произношении заменяют букву ц, буквою ч. Например, черковь вместо церковь, чена вместо цена, но никогда не заменяют буквы ч буквою ц. Любят произносить ч очень мягко. Приметна и в других случаях любовь жителей к мягкому произношению: так, например, вместо «ходит по-дворянски» говорят ходит по-дворяньски, вместо «живёт по-купечески» говорят живёт по-купечеськи и т. п. Превращение твёрдых гласных в соответствующие мягкие постоянно слышно. Так, например, кучя вместо куча, птиця вместо птица, девиця вместо девица, чяша вместо чаша; опущение гласных и согласных в следующих словах: всток вместо восток, чо вместо что, племник вместо племянник, колько вместо сколько, ленòй вместо ленивый, рычать вместо кричать. Против ударений никаких слов не произносят.

2. Против правил склонение и спряжение никаких слов не произносят.

3. Никаких общеизвестных слов в особливом смысле не употребляют, но приметно, что слово добро вместо «хорошо» любят говорить, добро написал вместо «хорошо написал», добро оделся вместо «хорошо оделся».

4. Говорят довольно правильно, впрочем, употребляют слова местного наречия.

Словарь Русских слов с показанием местного наречия

А
Артель детейАрáва, Сары́нь
Ах мне!Охти мне! ой мне тошнехонко
Б
БаловствоДýрость
БарышникБулыня, торгаш
БолезньХворост
БольноПарато
БранитьсяГлодаться, зубиться
БлагодарюБлагодарно, спасибо, спасет Бог
БедаВтора, притча
В
ВдоваУдовка
ВотАто
ВолшебникЗнаток, колдун
ВсеВси
ВетерВитер
Г
ГораКреж
ГордыйСпесивый, занóсливый
ГореватьТужить
ГнилыйГлиный
ГоворитьЯтковать, бáять
Говорить скороЛáбайдать
Говорить ненужноеЧáнжать
Гнушатьсябрезговать
Д
ДомохозяинБольшак
ДомохозяйкаСтряпуха
Дождь МелкийСи́чега
Дождь КрупныйЗáливень
ДиванКáнапель
ДрожатьТы́райдать
Е
Едва очуствовался от ушибаÁмиштался
ЕдинЯдин
ЕстьЕ
Ж
ЖдатьСéртать, ме́шкать
ЖенихКнязь молодой
ЖенатыйЖенáчь
ЖелезоЗелезо
ЖелатьЖадить
З
ЗаболетьЗахи́бриться
ЗаразаПошóва
ЗмейГад
ЗемляЗень
ЗеватьХáмкать
ЗябнутьКарчáветь
И
ИзвеститьПослать ведом
Избегать от чегоЛытáть
ИзгородаОгорода
ИсточникРодник, ключь, жи́лина
ИскусныйДосужий
К
КафтанАрмяк
КолыбельЗыбка
КладбищеБуева
КрасивыйБаский
Кидать камнемЖурить
Л
ЛаскатьДрочи́ть
ЛедникПогреб
ЛоматьХрястать
ЛьстецЛясник
ЛугМýрава
ЛенивыйЛенòй
М
МалоКрýпина
МельникХýхор
МилыйБаженый, сердечный
МолнияМаланья
МучитьМýчердать
Н
НаемникНаймит
НасмешникЗубоскал, зубарь
Налим рыбаКуфáр, менек.
НаучитьНаторить, натрофить
НепонимаюНемалтаю
О
ОбманщикМан
ОбщийСября́нный
ОбещатьСулить
ОпрятныйЧóпурный
ОтдохнутьПоу́дновать
П
ПастбищеПоскотина, ухожей
ПечальКручи́на
ПодарокДари́на
Приданое девицыКошевà
Прошедший годЛонский год
ПредугадыватьТýщать
Р
РазмыслитьРастýндать
РодственникПри́свой
РугатьТизать, журить.
С
Сани большиеЛáмбы
Санки маленькиеСанник
СерьгаУшник
СкупыйСкулà, скря́га
СлушатьСлухать
СмеятьсяВи́рзутать, горготать.
Т
ТерзатьТарзать
ТеперьТоперь.
ТеньКувà.
У
Убор в домеОбряд, обихóд
УбогийКали́ка
УгощеньеГостéбище
УтесЩелья
Ф
ФартукНапередник
ФонарьФенарь
Х
ХвояФоя
Ходить тихоШáвать
ХулитьХинить, хаять
Ц
ЦерковьЧерковь
ЦенаЧена
ЦелковыйЧелковой
Ч
ЧастьПай
Ш
ШуметьШурмовáть
ШутГалýшник
Щ
ЩастиеЛад, ладинà
ЩегольБазлун, бахвал
Ѣ
ЕстьИсь
Я
ЯдЗелье
ЯбедничатьМути́ть
ЯмщикПостойщик

Жилище крестьян

Жилище крестьян состоит: 1. Из одной чёрной избы, в которой печка кирпичная без трубы, дым вытягивается в деревянный дымоволок подобный трубе, приставленный к окошку, высеченному над печкой в стене или над печкою в потолке; 2. Из сеней, клети и горницы, в последней из сих у зажиточных крестьян кладутся кирпичные печи с такой же трубой. У бедных печей нет, и называют ту же горницу светлой клетой. Изба, клеть и горница ставятся одна против другой, а посреди их сени. Вход в ту и другую по крыльцу наружному и внутреннему, через сени. Передний фас или называемая лицевая стена более обращается на восток и юг. По правую или левую сторону дома, по длине избы, сеней, клети и горницы строят хлевы два или три для крупного и мелкого скота на расстоянии трех сажен от дома. Промежуток между хлевами и домом, забранный из мелкого леса забором, называется двором, где зимой в середину дня прохаживается рогатый скот и вытаптывает соломенную подстилку для удобрения земли. Вход во двор из сеней, и снаружи более двое ворот для удобной возки помёта из хлевов и двора. Внутри двора подле стен дома и хлевов вкапывают по четыре столба на сторону, толщиною в 7 вершков и более, на которые кладут бревна, называемые слегами, для устройства на них колотого или пиленого моста из дерев шести и семи вершков. На верх двора и хлевов строят огромные сараи, для поддержания их, и на будущее время для удобнейшей перестройки хлевов, гниющих прежде сарая, ставят позади хлевов столбы как под углы сарая, так и под самую стену, дабы сарай не мог отваливаться от дома.

Длина сарая 8 и 9 сажен, широта 5 и более сажен, а высота равна домовому строению. Они строятся двояким образом; одни из них трёхстенные, кроются под одну крышу с домом, тесом с подложною на низ берестой для укрытия от дождя и весенней течи от таяния снега на крыше; другие четырёхстенные кроются на две стороны под особенную крышу, но также и сии смежны с домами, и имеют вход из сеней. Снаружи, над дворовыми воротами, ворота в сарай с заездом, устроенным из тонкого круглого леса в отлогом положении, дабы лошади, опираясь в них подковами, удобнее забегали вверх с возом сена или соломы. Сено возят на сарай для прокормления скота, солому для подстилки скоту. Кроме сего на сараях держат сани, телеги, сохи и косули.

Против дома и позади строятся ледники и амбары для ссыпки хлеба. Вообще все строение называется хоромами.

Изба, сени, клеть и горница по избытку леса строятся от 3 до 5 сажен в ширину, длиною от 7 до 9 саженей, высотой от 3 до пяти сажен, ибо некоторые крестьяне строят дома двужирные для удобного помещения семейств и необходимости по хозяйству. Если же где нет нижних изб, то внизу находятся пространные погреба, называемые по местности подвалами, внутри их высота от земли до полу избного более сажени. Вход в подвалы снаружи, для удобной уборки очищенного в осеннее время льна и для беспрекословной продажи его, ибо при открытии двери в ясный день покупающий лен сразу видит качество его. Зимой в подвалах сохраняют от мороза репу и картофель. В летнее время полагают лишние колеса, бочки, ушаты и ведра. Низы под клетью и горницей у многих крестьян заменяют амбары. Наружные крыльца во всех домах строятся к стене избы или сеней, а некоторые строят два крыльца противоположные.

В сенях в каждом доме находятся две или более иконы на божницах по правую или левую сторону дверей наружных в сени. У другой стены противоположной, называемой дворовой, под крыльцом, устроенным на вышку, бывает кровать, на которую в зимнее время днем выносят из избы постели, подушки, одеяла и ненужное держамое платье для убора в избах и пространства; в летнее время спят крестьяне на кроватях, завешиваясь от насекомых сделанными из холста пологами. Тут же в сенях летом стоят ушат с водой и квасник с квасом, шкаф, где держат молоко. В горнице бывает три и четыре окна, в ширину 1 аршин, в высоту 5 четвертей; внутри оной в крашеных кивотах несколько икон, маленькой шкаф с праздничной посудой белой или чайными чашками, где есть самовар, зеркальце, пара или две простой работы стульев; и вот все убранство нашей богатой деревенской горницы! Бедные крестьяне держат в горницах: печеный хлеб, соль, рыбу, молоко и пр. т. п.

В клетях высекаются маленькие окошечки для воздуха, от чего и называются ветрянками. Здесь хранят лучшие кафтаны, шубы, женские сундуки с бельем, и прежде отсюда старые люди выносили хранящиеся деньги на крестьянские нужды.

Внутреннее убранство избы

Печь с деревянным подпечником, стоит по правую или левую руку с прихода, устьем всегда к передней стене. У печи стоит лахань, и под ней привешена рукомойка медная или глинянная, судя по состоянию. На другой стороне печи оставляется промежуток для уборки посуды, ухватов, кочерги, помела и поклажи приготовленной на день пищи, это место называется шомнушей. В переднем углу божница, куда ставят святые иконы для исполнения христианского долга. Около всех стен избы широкие лавки, днем для сидения, а ночью спят, приставляя к ним скамьи, служащие у них вместо стульев. Немного выше божницы кругом всех стен обносят широкие пóлки, равные с лавками, на них почти ничего не кладут в переднем углу, около печи женщины полагают сита, решата и бураки с мукой. Надобно полагать, что эти полки первоначально устроены для того, чтобы накопившаяся на чёрном потолке сажа не падала на лавку и на сидящих на ней. Близ печи у передней лавки вдоль пола стоит стол, величиной судя по семейству, на нём месят квашню, валяют хлебы и особенно часто летают на него овсяные блины от соседней печи, ибо крестьяне к ним привержены и женщины пекут весьма скоро. Сей же стол служит и для самой трапезы. Вот все убранство и домовая утварь!

Внутреннее убранство избы

Против избы или позади её, на расстоянии 10 и более сажен, находится гумно с овином. Строения эти суть: овин 3 сажен в длину и 10 ширину, в нём печка складывается из камней в углу на земле. Кругом печи пол деревянный крепкий для сбережения зёрен, падавших на него при опуске сухих снопов для молоченья; на аршин от полу кладутся жерди на положенные для сего четыре бревна для сушки снопов; близ потолка устроено более десятка грядочек из колышков, называемых по местности разлуками, для поддержания снопов вверху и, особенно, для лучшей просушки оных. Ржи помещается на один рог для сушки около 200 снопов, а ярового хлеба около 300 сот. Гумна строятся 5 и 6 саженей в длину, и в ширину трёх и четырёх саженей. Мосты в них деревянные, крепкие, из толстого леса, пополам распиленные или колотые; в них хлеба держат мало, озимовый и яровый кладут в стоги, из коих во всё зимнее время возят и молотят понемногу.

Последнее строение есть баня, она строится вдали от домового строения, в ширину и длину не более двух сажен. Печка кладется из камней, кругом пол из пильных или тёсаных досок, кроется тесом.

Деревни имеют довольное количество домов, но расположение их беспорядочное и тесное, не даёт надлежащого вида.

Содержание

  • Наружность
  • Язык
  • Жилище крестьян
  • Внутреннее убранство избы

Аннотация

Статья представляет собой набор ответов на типовую анкету Русского Географического Общества. Составлена местным священником. Менее подробна, чем, например, статья Желаева того же года, но зато содержит словарь местного говора. Стоит отметить, что при составлении словаря Студитов не различал языка фольклорного и языка разговорного, в результате чего в словарь попали не только архаизмы, но и метафорические замены, например, «жених — князь молодой». Ряд слов, зафиксированных Студитовым как местные, вероятнее всего услышаны им при исполнении причитаний, так как он по долгу службы присутствовал на соответствующих обрядах.